С ребятами познакомился журналист «Ди Вох»
БИРОБИДЖАН, 10 августа, «Город на Бире» – В минувшую пятницу я ехал в автобусе, полный невесёлых мыслей. На остановке «Поликлиника» из меланхоличной задумчивости меня вывели до боли знакомые аккорды. Парнишке, что пел «Перемен!», до цоевской харизмы, конечно, далековато, но песню он исполнял правильно, страстно, что называется, на нерве. В юности я и сам терзал гитару, и Виктор Цой – тогда ещё живой и на пике славы – был у нас, пацанов, в большом авторитете. Так что юный уличный музыкант, который и родился-то в то время, когда Цоя давно уже не было в живых, меня приятно удивил.
Музыкантов на остановке оказалось двое. Парень, что с гитарой, назвался Никитой Сердюком. Его товарища зовут Сашей Коваленко. Как выяснилось, у парней это далеко не первый «выход в свет».
– Мы оба закончили нашу музыкальную школу, – сообщил Никита. – Я по классу фортепиано, а Сашка отучился на аккордеоне. Но гитару я всегда очень любил и стал осваивать её самостоятельно. Начал играть я в апреле этого года. И поскольку у меня уже есть музыкальное образование, дело пошло легко. Играю в основном песни Виктора Цоя, практически все наизусть знаю. Иногда для разнообразия могу спеть что-то на военную тему. Людей в преклонном возрасте такие песни очень трогают. Конечно, в первый раз петь на улице было не очень комфортно, стеснялся. Вдвоём не так страшно. А Сашка ещё в прошлом году на улицу выходил и играл один.
Кепка, брошенная на землю у ног парней, не пустует. Пока мы общались, пять или шесть прохожих пополнили казну уличных музыкантов. Парни подтвердили, что зарабатывают неплохо. В день играют часа два-три. Самый большой единовременный взнос был в пятьсот рублей. Рекорд дневного заработка – пять тысяч, это когда они на «Арбате» играли. Место там хлебное, но и баянист свой имеется, и он, понятное дело, конкурентам совсем не рад. А парни ссориться и не стали – из уважения к возрасту, говорят. Ушли.
На Комсомольской, где я их встретил, тоже нашлись недоброжелатели. Выходцы из южных рес-публик велели юным музыкантам убираться подальше от их торговых точек. Якобы они своей игрой мешают их клиентам разговаривать. Но на звонок приехал отец Никиты и кратко и доходчиво объяснил гостям, что парни имеют право играть там, где посчитают нужным. На том конфликт был исчерпан.
Месяц назад в Москве задержали парнишку, который на одной из центральных площадей читал вслух Шекспира. Столичные полицейские расценили сие деяние как банальное попрошайничество. Скандал тогда вышел на федеральный уровень. Наши стражи порядка в этом плане культурнее оказались и музыкантов с побирушками не равняют. Подходят, говорят ребята, интересуются: не обижает ли их кто, не пытается ли отнять честно заработанные деньги? Даже сами пару раз деньжат пацанам подкинули. Респект.
Выручкой мальчишки распоряжаются с толком. По крайней мере, меня они убедили, что новые айфоны – или чем там ещё обычно грезят их сверстники – их не интересуют. Сашка копит деньги на новый аккордеон, а Никита хочет взять акустические колонки к своей гитаре. Да и инструмент у него тоже не первой молодости, так что хотелось бы что-то посолиднее и посвежее.
Хоть парни и работают вместе, но каждый исполняет своё соло. Песен, подходящих и для гитары, и для аккордеона, у них в репертуаре нет: аккордеон легко заглушит не столь уж громкозвучную шестиструнку. Но такое разделение труда только во благо. Пока один играет, другой отдыхает да краем глаза следит за казной, чтоб никто не уволок.
Случается, играют на заказ. Ну, к Никите прохожие обращаются, понятно, за цоевскими песнями. А Саша военные исполняет – «Синий платочек», «Землянку», «Прощание славянки» – или народные русские и еврейские мелодии.
Ребята расписные да распальцованные, конечно, к пацанам тоже подходили. «Мурку» велели – как Шарапову в известном фильме. Расплатились за выполненный заказ, к слову, щедро.
Конечно, наверняка найдутся люди, которые станут фыркать, мол, в таком возрасте учиться надобно усердно, а не с гитарой по улицам побираться. Но тут я категорически не согласен! Парни не побираются, а честно отрабатывают свой гонорар. И именно такие уличные музыканты, художники, чтецы украшают и оживляют любой город.
Евгений СТЕПАНОВ