Как пишет газета «Ди Вох», в10-м «Б» классе учатся те, кому интересна правоохранительная деятельность.
БИРОБИДЖАН, 6 октября, «Город на Бире» - В полицию берут по здоровью, а работу требуют по уму. Шутка, конечно, но маленькая доля горькой правды в ней всё же есть. Прибавьте к этому тонны негатива, формирующего неуважительное отношение к полиции многочисленными российскими телесериалами, громкими коррупционными разоблачениями, и станет понятно, что настало то самое время, когда отечественной правоохранительной системе потребовались новые позитивные силы, бойцы, с юности воспитанные по принципам и правилам сложной и ответственной работы. Юристов – точнее обладателей юридических дипломов – в стране пруд пруди, а кадровый полицейский дефицит каким был, таким и остаётся.
10-й «Б» КЛАСС биробиджанской школы № 8 сформирован для углубленного изучения проблем правоохранительной направленности. Идеей создания такого класса начальник УМВД России по ЕАО Александр Добровольский поделился ещё в феврале этого года, когда давал нашей газете первое интервью. Такой класс был в 53-й школе Барнаула, откуда Александр Геннадьевич приехал. В идеале этот класс должен положить начало подготовке профессиональных полицейских, которые будут обладать всеми необходимыми качествами: от форменной выправки и культуры поведения до физической подготовки и юридических знаний.
«Дети как дети, – скажете вы, посмотрев на класс, – ну форма красивая: рубашки, погоны... а всё равно дети». Вот и я подумал так же, только зря. Они собрались здесь из разных школ и, похоже, решения свои принимали обдуманно.
ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ право зачисления в класс было предоставлено ребятам, чьи близкие родственники служат в правоохранительных органах. Нет-нет, никакого намёка на избранность или коррупционную составляющую. Просто эти не понаслышке знают, что такое ночные звонки с вызовом на службу и пустое место за праздничным столом, потому что мама или папа стоят «в усилении». Они не из фильмов знают, что такое разносы командиров и отложенные на неопределенное время семейные прогулки, рыбалки, отпуск... В конце концов, эти подростки смелее прочих. На то, чтобы по утрам ходить в школу в форме и при погонах, нужно решиться, ибо потомство подрастает не только у полицейских, преступная среда тоже имеет свою молодую поросль.
У Ксении ГАСКО я спросил, не боится ли она негативного отношения к себе некоторых ровесников, которые, может быть, живут в одном с нею дворе и ходят в ту же школу.
– Ничуть, – ответила девочка. – Не боюсь и не собираюсь бояться.
ОДНОГО ЖЕЛАНИЯ записаться в класс правоохранительной направленности мало. Школьник может быть способен к изучению специальных предметов и даже иметь определенную физическую подготовку, но не пройти медкомиссию. При наборе специалисты внимательно изучали медицинские документы. Обидно, если по окончании школы выпускник захочет поступить в специальный вуз, но имеющееся у него заболевание не позволит этого сделать. Впрочем, врачебный фильтр в школе не слишком жёсткий. Впереди ещё два года учёбы, и за это время можно разрешить многие проблемы со здоровьем.
ЗАВУЧ по воспитательной работе Инна Викторовна АБРАМОВА утверждает, что учебная программа «полицейского» класса не многим отличатся от других, разве что на изучение ОБЖ (Обеспечение безопасности жизнедеятельности) отведено больше времени: два часа в неделю вместо стандартного одного. Все остальные специальные познания: уроки рукопашного боя, строевая подготовка, основы профессиональной культуры и психологии – будут давать в рамках внеклассной работы специалисты УМВД России по ЕАО.
ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА отдела кадров подполковник Евгений КОВАЛЬСКИЙ (на фото) начинал службу в батальоне армейской милиции, выезжал в горячие точки. Его урок на тему «Основы культуры и профессиональной этики сотрудника полиции» я бы назвал «уроком с пристрастием». Ещё до звонка – строгие замечания по форме одежды, рекомендации и советы, как необходимо носить форму и как к этому следует относиться. А после – обыденный, казалось бы, разговор о проблемах культуры и поведения полицейских.
Вопрос преподавателя, почему полицейский должен быть культурным, помимо стандартных ответов получает и такой: «Сотрудник должен быть культурным, чтобы иметь возможность получить больше информации по уголовному делу». Это же надо! Не жестким прессингом, не безобразным криком, не мастерскими апперкотами, как это иногда показывают в кино... То есть это не случайно брошенная фраза, а продукт воспитания. Факт того, что культурой и вниманием от человека можно добиться максимальной пользы, безусловно требует осознания.
Необходимость повышения культурного уровня сотрудников полиции неожиданно преподносится и ещё с одной стороны.
– Представьте себе, – говорит Евгений Павлович, – что сотрудник отдела по расследованию экономических преступлений изучает материалы и общается с человеком, похитившим культурные ценности. Как правило, лица, занимающиеся такими хищениями, хорошо разбираются в происхождении и качестве объектов. Значит сотрудник, расследующий такие уголовные дела, должен быть значительно выше в своём культурном развитии нежели преступник. На одних экспертных заключениях ни допрос грамотно не произвести, ни обвинения не построить.
Вопросы школьников постепенно расширяют рамки обсуждаемой темы. Они пока, конечно, детские, но и желание примерить на себя жизненные и профессиональные ситуации в них вполне просматривается. Спрашивали, например, не страшно ли стрелять в человека и убивал ли преподаватель кого-нибудь сам... И Евгений Павлович отвечал.
Отвечал, что, когда ведёшь огонь по позициям противника, нет возможности наблюдать, куда или в кого именно попала пуля. А что касается применения оружия при задержании преступника, то это чётко регламентировано законом и служебными инструкциями.
Огневой подготовкой и профессиональной психологией со школьниками будут заниматься другие специалисты. Понятно, что ребятам хочется как можно больше узнать сразу, здесь и сейчас. И это просто отлично. По большому счёту, свет в глазах и азарт – это самое важное, что им ни в коем случае нельзя растерять по дороге в будущую профессию.
Александр ДРАБКИН