О ситуации с поставками угля в районы Еврейской автономной области рассказывает газета «Ди Вох»
БИРОБИДЖАН, 20 декабря, «Город на Бире» – Пока областной центр спокойно греется от отремонтированной ТЭЦ, районы мёрзнут. В Смидовичском, Ленинском и Октябрьском ситуация серьёзных опасений не вызывает, по крайней мере, в данный момент. А вот в Биробиджанском и Облученском районах уже которую неделю действует режим чрезвычайной ситуации.
«Нема у батьки золотого запасу», – сказал бы один из героев «Свадьбы в Малиновке» адъютант Попандопуло. На минувшей неделе в школе Валдгейма из-за холода в здании отменяли занятия. Пациенты районной больницы тоже мёрзнут, а ведь им и деваться-то некуда. Уголь, который есть в Биробиджанском районе, настолько низкого качества, что отказывается гореть как следует. А в Теплоозёрске никакого нет. В местной кочегарке топят один котёл вместо двух, и то с колёс.
Глава администрации Теплоозёрского городского поселения Анатолий Скоробогатов озабочен сложившейся ситуацией.
– Ежесуточно в посёлок доставляют 60–80 тонн угля, – говорит Анатолий Вениаминович. – Для того чтобы запустить второй котёл, нам необходимо 120–150 тонн. Из-за нехватки угля не соблюдается необходимый температурный режим.
И в прошлые годы случались ЧП, из-за которых люди мёрзли в квартирах с центральным отоплением. Чаще всего это было связано с поломками оборудования, порывами на теплотрассах или отключением электричества. Но запас угля был всегда, даже в девяностые годы, которые принято называть лихими. Что же сломалось в системе, которая работала много лет?
Раньше накануне отопительного сезона в районах области формировался сто-дневный запас угля. Сейчас это правило забыто и не исполняется. Минэнерго требует иметь запас на 45 дней, но не формируется и он. Причин тому несколько.
Первая – несвоевременный расчёт с поставщиками тепловых ресурсов. Например, «Облэнергоремонт» должен был закупить уголь для котельной психиатрической больницы. Но больница за него не заплатила, потому что не получила на эти цели денег из областного бюджета.
Вторая – предприятия, которые отапливают жилой массив, платят за уголь не полную цену, а сниженную. За это поставщики ресурсов, то есть всё тот же «Облэнергоремонт» и некоторые другие организации, должны получать из областного бюджета компенсацию. А в бюджете... Правильно: денег нет.
Третья – даже по сниженным тарифам районные коммунальщики покупать уголь вовремя не могут, поскольку у нашего неплатёжеспособного населения огромные долги за тепло.
Общая сумма долга перед «Облэнергоремонтом» – примерно 12 миллионов рублей. Предприятие фактически обанкротилось. В данный момент угля в области едва хватает, чтобы не остановить многие отопительные системы.
Да, мы бываем в крупном барыше,
Но роем глубже: голод – ненасытен.
Порой копаться в собственной душе
Мы забываем, роясь в антраците...
«Марш шахтёров», 1970 г.
Пример грамотной организации процесса показало МУП «Городские тепловые сети», которым руководит Андраник Авдалян.
– Пятнадцать котельных нам передали в 2017 году. В том сезоне мы тоже имели, как говорят, вырванные годы. Потом сделали необходимые выводы и выстроили схему работы, – объясняет Андраник Самвелович. – Теперь у нас есть договорные отношения с надёжным поставщиком – самой мощной в России Сибирской угольной энергетической компанией. Специалисты нашего предприятия внимательно отслеживают процессы отгрузки и поставки топлива. У нас, слава богу, всё нормально. В этот отопительный сезон мы вошли с запасом на сто дней. Однако эта практика имеет и плюсы, и минусы. Плюс – в уверенности: уголь есть в необходимом количестве. Минус – уголь имеет свойства разлагаться и самовозгораться. В этом сезоне у нас три или четыре раза возникали процессы самовозгорания угля. Когда уголь разлагается, им очень тяжело поднимать температуру. На следующий год мы не будем готовить стодневный запас угля, 45-дневный вполне обоснован.
Характер у чёрного золота вздорный. Уголь может не только сам по себе загореться, но и наоборот застопорить работу котельных, если вдруг хоть немного подмокнет. Так, например, случилось в ночь с 13 на 14 ноября в Теплоозёрске, когда в поселковую котельную завезли сырой уголь.
Эти две крайности связаны. Когда работники складов замечают дымок над буртами угля, они включают специальные гидранты и проливают топливо водой. Если ко времени отгрузки он не успеет отстояться, то так и поедет сырым к месту назначения. Если запаса топлива нет, как случилось в двух районах ЕАО, уголь пойдет в топку сразу, без разбора, сухой он или мокрый. Собственно, именно так в Теплоозёрске и произошло. Чтобы не застопорить котельную насовсем, ту партию сырого угля смешали с сухим – им выручил местный цементный завод.
Первый заместитель председателя правительства области Николай Канделя дал ситуации достаточно простое объяснение:
– Не каждый может заключить договор напрямую с Сибирской энергетической компанией, поэтому многие предприниматели решали вопросы с другими структурными подразделениями и в итоге заключили договоры с не совсем надёжными поставщиками угля, зато по приемлемой цене. Когда увидели, что топливо не поступает, забили тревогу. Мы вовремя обнаружили проблему. В режиме ЧС было принято решение приобрести уголь через областной резерв. Сейчас руководитель этого подразделения Сергей Медведев заключает договоры с угольными складами, приобретает топливо и выдаёт его муниципальным образованиям в виде займа. На эти цели из областного бюджета выделен первый транш в размере двадцати миллионов рублей.
Руководитель Центра по обеспечению полномочий ЕАО в вопросах ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Сергей Медведев был озадачен угольной проблемой ещё в сентябре, после того как у «Облэнергоремонта» арестовали счета, и это предприятие фактически перестало функционировать.– Задачу по приобретению резерва угля нам поставили по решению комиссии по ЧС, – рассказал Сергей Алексеевич. – До определенного времени денег в бюджете учреждения не было. Потом нашли десять миллионов в бюджете правительственного резерва, ещё десять миллионов взяли из бюджета комитета соцзащиты населения – с обещанием вернуть. Конкурс на поставку выиграл предприниматель Алексеев. У него имелся небольшой запас угля и транспортные возможности. По заключенному контракту он обещал поставить в муниципальные образования 5400 тонн угля в течение двадцати дней. Отгрузка уже начата, но его запасов не хватит. Приобретенных 5400 тонн хватит на неделю, максимум на десять дней. Для приобретения ещё десяти тысяч тонн топлива необходимо ещё сорок миллионов рублей.
Из официального пресс-релиза от 7 декабря: «На сегодняшний день правительством области произведена оплата контрактов на покупку угля на сумму более 25 миллионов рублей. Это примерно на 6800 тонн угля. По расчётам его хватит до 20 декабря. На днях планируется выделение транша для закупки ещё 10 000 тонн угля. Это позволит ресурсоснабжающим компаниям бесперебойно осуществлять свою деятельность. Также ожидается дополнительное финансирование из федерального бюджета – порядка 100 миллионов рублей для выплаты компенсаций ресурсным организациям».
Далеко до спокойствия, а морозы только начались. В этом отопительном сезоне природа и так балует нас сверх меры. И если дыра в «золотом запасе» так и останется зиять, чёрные дни могут наступить совсем скоро.
Александр Драбкин