В ЕАО все заключенные, которые попадали под амнистию, освобождены

Подходит к концу амнистия, приуроченная к 70-летию Великой Победы. О ее результатах журналисту «Ди Вох» рассказывает начальник Управления федеральной службы исполнения наказаний по ЕАО Виталий ФОМЧЕНКО

БИРОБИДЖАН, 25 сентября, «Город на Бире»  

– Начнем со статистики. Сколько в ЕАО находится осуждённых? И сколько человек на сегодняшний день попали под амнистию?
– На территории области в местах лишения свободы отбывают наказание 1276 человек. 1808, по данным на август нынешнего года, состояли на учёте Уголовно-исполнительной инспекции (отбывая наказание без изоляции от общества. – Прим. авт.), сейчас в списках УИИ числятся 697 осужденных. Что касается амнистии, то, если говорить о тех, кто был приговорён судом к реальному лишению свободы и отбывал наказание в различных исправительных учреждениях автономии, освободился 81 человек. Это сто процентов, то есть абсолютно все, кто вообще попадал под амнистию. 15 человек освобождены из колонии-поселения № 4 (г. Биробиджан. – Прим. авт.), 24 – из ЛИУ-2 (пос. Бира), 42 – из ИК-10 (пос. Будукан). Из тех, кому суд определил наказание без изоляции от общества, амнистированию подлежат 576 человек. 467 из них уже освобождены от дальнейшего отбывания наказания. На сегодняшний день (17 сентября. – Прим. авт.) у нас четырнадцать материалов находится на рассмотрении в суде, три – в прокуратуре (Материалы осуждённых к обязательным, исправительным работам, к ограничению свободы направляются в прокуратуру, материалы осуждённых к другим видам наказания рассматриваются в суде. – Прим. авт.). Материалы на 31 человека исключены из списков по причине вновь открывшихся обстоятельств, в том числе за совершение повторного преступления. 38 человек были сняты в связи с завершением отбывания ими наказания в период рассмотрения материалов, 14 – по иным причинам.

– Для каких статей Уголовного кодекса предусмотрена амнистия?
– Под действие амнистии попали граждане, осужденные по статьям 109 («Причинение смерти по неосторожности»), 161 («Грабеж»), 158 («Кража»), 166 («Угон автотранспорта»), 115 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью»), 112 ч. 1 и 2 («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»), 228 ч. 1 («Незаконный оборот наркотиков») и некоторым другим.

По линии МВД в ЕАО на стадии расследования были амнистированы 50 человек по 48 уголовным делам.

– Полагаю, что далеко не все, кто рассчитывал на амнистию, попали под неё?
– Совершенно верно. Я уже говорил, что 31 человек совершил повторное преступление – и их амнистия уже не коснётся. Или, скажем, гражданин, осуждённый по лёгкой статье, в колонии неоднократно нарушал дисциплину, получил ряд замечаний. Всё! Сам себе сделал хуже. Будет и далее отбывать свой срок.
– Кто принимает решение: мол, этого парня можно отпустить на волю, а тот пускай ещё посидит? Это ведь не личная воля одного человека?
– Нет, конечно! В местах лишения свободы сотрудники спецучёта отбирают дела тех, кто формально попадает под амнистию. Потом собирается комиссия, в которую входят начальник исправительного учреждения, представители оперативного отдела и отдела спецучёта, начальник отряда, психологи, воспитатели. Дело каждого осужденного они рассматривают индивидуально. Если необходимо, запрашивают: есть ли человеку где жить после освобождения, где работать, где лечиться?.. Если нет замечаний и каких-либо серьёзных препятствий, материалы на осуждённого направляются в прокуратуру или в суд. И уже там принимается окончательное решение: освободить осуждённого от дальнейшего отбывания наказания или отказать ему в этом. Когда амнистия только была объявлена и материалов на руках у нас было довольно много, до фактического освобождения заключенного проходило от нескольких недель до нескольких месяцев. К данному моменту основная часть работы уже проделана, стало полегче, поэтому процесс идёт быстрее. В частности, мы стараемся оперативно оформить осуждённых, прибывших к нам из других регионов страны, чтобы и они попали под действие амнистии.

В СУ СК России по ЕАО сообщили о 15 амнистированных (в том числе трёх несовершеннолетних): 10 подозреваемых и 5 обвиняемых.

– А были ли случаи отказа от амнистии? Допустим, подследственный считает себя невиновным в совершении вменяемого ему преступления и желает в судебном порядке восстановить своё доброе имя. Опять же, среди уже осуждённых наверняка есть такие, у кого, как говорится, ни кола ни двора, и на свободе им просто некуда податься.
– Если речь о стадии расследования, тут я ничего не скажу – это не наша подведомственность. А среди уже осуждённых за всю мою многолетнюю практику отказа от амнистии не было ни разу.

Под действие амнистии в числе прочих попали врачи, по халатности своей допустившие смерть пациентов. В качестве наказания им были назначены не только условные и реальные сроки лишения свободы, но и запрет заниматься в течение нескольких лет своей профессиональной деятельностью. Амнистия же избавляет их от срока и во многих случаях снимает данное ограничение. Так, бывший врач Теплоозерской больницы, допустивший смерть годовалой девочки, в июле сего года был осужден по ч. 2 ст. 293 УК РФ («Халатность») на 3,5 года условно с лишением права заниматься врачебной деятельностью в течение двух лет. Теперь при желании он может устроиться на работу по специальности хоть сегодня. Тем не менее будет считаться ранее судимым. Кроме того, амнистия не освобождает осужденных от обязанности выплачивать компенсации по гражданским искам.

– Но некоторые, оказавшись на воле, достаточно быстро возвращались обратно за колючую проволоку, не так ли?
– Бывало и такое. Кстати, несколько подобных случаев уже есть и в рамках нынешней амнистии. Если я не ошибаюсь, был рецидив в Ленинском районе, и точно – в Октябрьском, где амнистированный погулял на свободе всего три-четыре дня. Его снова закрыли за совершение нового преступления.
– А может, человеку просто есть хотелось?! Амнистированным полагается хоть какое-то денежное довольствие, чтобы они с ходу не бросились шарить по чужим карманам?
– Безусловно! Освобождённым из мест лишения свободы выдаётся соответствующая справка, проездные документы до места жительства и единовременная денежная выплата. Мы информируем органы местного самоуправления и правоохранительные органы по месту жительства, что к ним направляется гражданин, освобожденный по амнистии. И его берут на контроль. Если освобождается больной туберкулезом, мы, конечно, немедленно сообщаем об этом службам здравоохранения. В ЕАО работает Комплексный центр социального обслуживания, с которым взаимодействуют наши исправительные учреждения. И освободившиеся, причём не только по амнистии, могут обратиться туда за помощью. В нынешнем году из «наших» туда обратились 26 человек. 12 из них получили продуктовые наборы, двум выплачены деньги для прохождения медкомиссии с целью дальнейшего трудоустройства, ещё двум – на покупку одежды, два человека получили талоны на горячее питание.
– Казалось бы, амнистия первым делом должна была коснуться несовершеннолетних преступников. У нас на Сопке расположена воспитательная колония, в ней – около ста подростков. Однако вы тамошних осуждённых ни разу не упомянули.
– Никто из отбывающих наказание в указанной воспитательной колонии по амнистии на свободу не вышел. Все они осуждены за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Соответственно под амнистию никто из них не попал.

Беседовал Евгений СТЕПАНОВ

 

 

Joomla SEF URLs by Artio
 
1