В минувшее воскресенье аптекари ЕАО отметили свой профессиональный праздник – Всемирный день фармацевта

Нину Александровну ПАНМАН я знаю давно, однако написать о ней как-то не приходило в голову. Она, скромный фармацевт, всегда была в тени своего мужа – главного редактора областной газеты, почётного гражданина ЕАО, да просто видного мужчины, артиста народного театра. Валерия Ильича нет уже почти девять лет. Встретился недавно с его вдовой и понял, что она заслуживает отдельного рассказа в «Ди Вох».

БИРОБИДЖАН, 26 сентября, «Город на Бире» – О ТОМ, ЧТОБЫ СТАТЬ дипломированным фармацевтом, Нина Бланк в детстве и не мечтала. Её родители, приехавшие в ЕАО по переселению в 1929 году, познакомившиеся и поженившиеся в только что основанном селе Валдгейм, после рождения двух дочек расстались: отец приглядел другую женщину. Растить детей соломенной вдове, сами понимаете, было нелегко. Потом она снова вышла замуж и одного за другим родила ещё двоих сыновей.

Роскошью жизнь в этой семье не отличалась. Между тем, с учёбой у Нины проблем не было – девочка отличалась сообразительностью. Её целью было получение аттестата о среднем образовании и поступление в вуз. И кто знает, какую профессию она бы выбрала, но в шестом классе Нину Бланк и ещё нескольких её одноклассников направили в хабаровскую школу фабрично-заводского ученичества – ФЗУ. Шёл 1944 год, порядки были военные, и подростков никто не спрашивал, хотят ли они там учиться.

– Нас привезли в Хабаровск, оформили в общежитие, – вспоминает Нина Александровна. – Я глянула на постель: простыни грязные, а по подушке вши ползут. Мы хоть и жили бедно, но в доме всегда было чисто. Остаться здесь я просто не могла. Повернулась и пошла на вокзал. В кармане ни копейки. Стою у вагона и плачу. Меня заметила проводница, узнала, что мне нужно в Биробиджан, пустила в своё купе, спрятала на верхней полке за матрацами. Так я вернулась домой.

Слава богу, 13-летней девочке не пришили дезертирство с трудового фронта, что тогда было уголовным преступлением. Но в школу брать категорически отказались. И тогда мама договорилась с заведующей аптекой Кларой Моисеевной Сорокой, чтобы та взяла дочку на работу. Так Нина стала мойщицей посуды.

ЕДИНСТВЕННАЯ в то время на весь Биробиджан аптека располагалась между улицами Горького и Октябрьской, прямо напротив вокзала. Там, где ещё недавно стояло кафе, а теперь пустующее место, спор за которое между мэрией и одним предпринимателем никак не завершится. Двухэтажный домик, сложенный из самана – кирпичей из глины с добавлением соломы, высушенных на открытом воздухе, – разумеется, не имел никаких коммунальных удобств, в том числе и водопровода. За водой ездили летом с тележкой, зимой с санками в один из частных домов по улице Калинина. У его хозяев была электрическая колонка, и воду они выдавали не бесплатно: учёт вёлся по талонам, которые аптека получала в горисполкоме.

На первом этаже продавали лекарства, здесь же был «цех» по производству дистиллированной воды. Оборудование работало по принципу самогонного аппарата: в обычную печь был вмазан бак, пар из которого через трубу попадал в змеевик, конденсировался и собирался в стерильные ёмкости. Такая очищенная вода нужна была для приготовления различных микстур.

На втором этаже работали фасовщицы. Лекарства тогда поступали в аптеку не в мелких упаковках, как сейчас. Мази – в больших металлических ёмкостях или в деревянных бочонках. Их раскладывали по баночкам. Таблеток не было: лекарства приходили в порошках, которые развешивали по дозам – для детей, взрослых, или делали растворы и разливали по бутылочкам. Вот эти-то бутылочки, а также различные мелкие ёмкости и должна была готовить мойщица посуды. Одноразовой тары тогда не было. Освободившуюся промывали горчицей, ополаскивали, сушили и снова пускали в оборот.

Нина недолго занималась этим нехитрым делом. В школе она учила немецкий язык, латинский алфавит знала хорошо и свободно читала названия препаратов. И ей доверили более ответственную работу – фасовку лекарств в мелкую тару. Со временем выучила не только названия лекарств, но и знала назначения наиболее востребованных. Порой, когда спускалась в розничный отдел и оказывалось, что там в этот момент никого не было, она могла и отпустить препарат.

В 1948 году смекалистую девушку послали учиться в Хабаровск на курсы оптиков. Первые очки в Биробиджане были изготовлены Ниной. Занималась этим она во второй половине дня. В первой электричества в аптеке не было, и она, как и прежде, работала на фасовке.

Аптеку, которая до сих пор называется шестой, открыли в 1954 году, когда был построен дом № 1 на улице Пушкина. Аптека в нём предусматривалась проектом, потому условия работы были несравненно лучше. К тому же советская фармацевтическая промышленность стала выпускать лекарства в таблетках, тюбиках. Хотя приготовлением лекарств по рецептам врачей занимались ещё очень долго.

К слову я поинтересовался, почему аптеке был присвоен номер шесть – ведь она была единственной в городе. Саманное здание напротив вокзала сразу после сдачи дома по Пушкина снесли.

– Нумерация аптечных учреждений тогда была единой по Хабаровскому краю, – пояснила Нина Александровна. – Видимо, наша была шестой во всём крае. Набор необходимых лекарств был во всех фельдшерско-акушерских пунктах, и туда они поступали сначала только от нас. Но число аптек быстро увеличивалось. Чуть позже появились другие, и не только в Биробиджане – в Теплоозёрске, Амурзете, Ленинском.

На открытии шестой аптеки Нина Александровна не была. К тому времени она вышла замуж и уехала в Монголию – Валерий Ильич был тогда офицером Советской армии. Через два года семья вернулась в Биробиджан. Нину Панман с радостью приняли в родной коллектив. После рождения сыновей, она без отрыва от работы окончила Хабаровский фармацевтический техникум и перешла на должность рецептара – специалиста, который работает в аптечном зале с покупателями. На пенсию Нина Александровна вышла в 1992 году, проработав в аптеке 48 лет.

СРАВНЕНИЕ АПТЕК тех времён с нынешними Нина Александровна считает некорректным.

– Конечно, препаратов сегодня в десятки, а, может, в сотни раз больше, – признаёт она. – Постоянно появляются новые лекарства. Всё в красивых упаковках, в разных дозах, с разным количеством таблеток. Но суть-то работы фармацевта остаётся той же: снабдить больного нужным препаратом. И я вижу, что в аптеках и сейчас работают квалифицированные фармацевты.

В свои 86 она, конечно, обращается к коллегам за тем или иным лекарством. Однако не злоупотребляет ими. Главным для сохранения здоровья считает физическую активность. Дачу она продала только два года назад, а до тех пор справлялась с огородом одна. По городу предпочитает ходить пешком. Зимой занимается скандинавской ходьбой. По квартире управляется сама. Список своих болячек, достаточно длинный, не афиширует. Главное, говорит, голова работает, ноги-руки действуют – что ещё надо пожилому человеку?

Михаил КЛИМЕНКОВ

Joomla SEF URLs by Artio
 
1