Сколько стоит безопасность?
БИРОБИДЖАН, 19 ноября, "Город на Бире" - Пешеходы – самые многочисленные и самые незащищённые участники дорожного движения, и достаётся им больше всего: в России ежегодно совершается около 70 тысяч наездов на пешеходов, в результате которых погибает до 10 тысяч человек – каждый седьмой из пострадавших в ДТП.
Круглый стол прошёл 16 ноября. Его ведущий – Вадим ПЕРКУН, заместитель начальника ГИБДД УМВД России по ЕАО, – первым делом обозначил проблему и основные её причины. В автономии каждое четвёртое дорожно-транспортное происшествие связано с наездом на пешеходов, всего таких ДТП зарегистрировано 96, в них погибли 18 и был травмирован 91 человек, в том числе 19 несовершеннолетних. При этом 23% наездов совершаются на пешеходных переходах. Главнейшей причиной этого Вадим Александрович назвал несоответствие пешеходных переходов нормам: недостаточное освещение (если оно вообще есть) и отсутствие горизонтальной разметки. Поэтому первое предложение – обеспечить соответствие пешеходных переходов всем нормам. В качестве образцового был назван обновлённый в этом году перекрёсток улиц Шолом-Алейхема и Постышева. Кроме того ГИБДД уже неоднократно предлагала сделать пешеходные переходы максимально яркими: знаки большего размера с жёлтой каймой, разноцветная дорожная разметка, светофоры Т7 (мигающий жёлтый)... Второе предложение – повышение видимости пешеходов в тёмное время суток. Тут речь прежде всего шла о ношении пешеходами светоотражающих элементов на одежде. Третье – усиление профилактики и пропаганды, в основном среди несовершеннолетних. На взгляд заместителя начальника ГИБДД, в школе нужно не только увеличить количество часов на изучение ПДД, но именно учить детей вести себя на дороге правильно, а не просто рекомендовать следовать Правилам.
Антон ВОЙТЕНКО, заместитель начальника управления ЖКХ мэрии Биробиджана, подчеркнул, что мэрия на 2012 год выделила более 10 млн рублей на программу «Повышение безопасности дорожного движения» и поставил вопрос о совместном обращении с госинспекцией к правительству области об установлении системы видеофиксации. От себя отмечу, что сия система упоминается на каждой пресс-конференции, устраиваемой ГИБДД, если не как панацея, то как средство, способное переломить ситуацию на дорогах. И обращений в мэрию по поводу видеофиксации накопилась уже немаленькая стопка.
Но вещь это недешёвая. Как проинформировала Ирина КУЗНЕЦОВА, начальник отдела транспорта управления автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО, в новой программе «Повышения безопасности дорожного движения на 2013-2020 гг.» на 2013-й запланированы средства только на проектную документацию и подготовку технических условий. Так что раньше 2014 года областному центру эта система не светит. Вадим Перкун вновь взял слово и подчеркнул, что не стоит ждать 2014 года и хоронить ещё несколько человек. Обустройство пешеходного перехода: знаки, разметка, искусственная неровность – не требует больших вложений, но даёт неплохие результаты, что показал перекрёсток Октябрьской улицы и проспекта 60-летия СССР.
Ирина СОЛДАТОВА, член общественного совета при УМВД России по ЕАО, уточнила у ответственных лиц, что, собственно, сделано за последнее время для повышения безопасности дорожного движения и какова цель нынешнего собрания. Список сделанного невелик: ограждение вдоль дорог, несколько перекрёстков и светофорных объектов, обновление автопарка ГИБДД. Также совместно решили, что цель – обсудить проблемы, определить меры и донести их до руководства. Но, как обычно, всё упирается в деньги. Их не хватает ни на освещение, ни на нормальное дорожное покрытие. Жаркую дискуссию вызвал вопрос об очистке города от недавнего снегопада. На защиту мэрии встал заместитель начальника ГИБДД, отметив, что за два дня обильных осадков нет ни одного пострадавшего в ДТП.
Алексей МАХНЕНКО, прокурор отдела прокуратуры ЕАО, задал представителю мэрии конкретные вопросы о своевременном отслеживании состояния ограждений, искусственных неровностей и прочих дорожных конструкций, а также рассказал о вкладе прокуратуры в дело обеспечения безопасности дорожного движения. Но, отвечая на вопрос об укладке асфальта на снег, подчеркнул, что прокуратура не отслеживает деятельность дорожных служб, а только периодически проводит надзорные проверки.
Одно из важнейших направлений деятельности ГИБДД – профилактика и пропаганда. И здесь большое внимание уделяется детям. Как сообщила Любовь ЕВСТИГНЕЕВА, главный специалист-эксперт отдела общего образования комитета образования ЕАО, представляемое ею ведомство тесно сотрудничает с ГИБДД и свои обязательства выполнило на 100%: в каждой школе есть уголки дорожного движения, ежегодно проводится конкурс «Безопасное колесо», в детских садах появились магнито-маркерные доски, ведётся разъяснительно-информационная работа с детьми и родителями, планируется обустройство автогородка при автошколе ЦДТ. И на круглый стол Любовь Георгиевна пришла с намерением попросить помощи в работе с юными инспекторами движения и в подготовке педагогов: требуются не отдельные занятия, а курсовая подготовка.
К списку проблемных вопросов обеспечения безопасности я бы добавила и значительное сокращение штата госинспекции как следствие реформы МВД. Самостоятельно же Правила дорожного движения его участники, водители и пешеходы, соблюдают крайне неохотно. И главная проблема, на мой взгляд, это тотальное взаимонеуважение всех участников дорожного движения. Только какой круглый стол поможет её решить?
Анна ОСЫКИНА