В Биробиджанском районе такое мероприятие проводилось впервые, и поначалу планировалось, что в нём примут участие ребята только из школ района. Однако, как пишет журналист «Ди Вох», позже решили пригласить юнармейцев из Биробиджана и других районов. Свои отряды прислали пять школ и три кадетских класса областного центра, а также школы Облученского и Смидовичского районов. По пять человек в команде.
БИРОБИДЖАН, «Город на Бире», 12 марта – ПЕРВЫМ прибыл юнармейский отряд из села Дубового Биробиджанского района. Преподаватель ОБЖ Виталий КУЗЬМИН, ответственный за развитие этого движения в школе, говорит, что в нём участвует большинство учащихся. В команду он отобрал лучших.
– Я очень рада, что попала на этот форум, – поделилась своими чувствами восьмиклассница Ульяна СКУТАРЬ. – Выехать куда-то, встретиться с ребятами из других школ – это же здорово!
На вопрос, чем интересно ей именно это мероприятие, Ульяна ответила, что её привлекает военная тематика. Её дядя служит в воздушно-десантных войсках, он был на учениях во многих регионах России, ему очень нравится служба в армии. Что такое патриотизм, девочка отвечает без запинки: «Это любовь к Родине», – но тут же признаётся, что возможности проявить это чувство её сверстникам пока не представлялось.
Самый дальний путь на форум проделал отряд из Биракана.
– Наша школа, как и птичнинская, является пилотной в развитии РДШ, – объяснила интерес к форуму завуч по воспитательной работе Светлана ЛЮТАЯ. – В школе работает клуб «Патриот». В нём ребята изучают историю России, знакомятся с биографиями выдающихся личностей.
Программа форума была действительно интересной. После церемонии знакомства, на которую все отряды подготовили краткие представления, участники разошлись по секциям. На одной площадке они прошли начальный курс оказания медицинской помощи пострадавшему. «Жертвой» был тренажёр «Максим», известный многим проходившим инструктаж в учебно-методическом центре ГО, ЧС и ПБ. В другом классе специалист Центра военно-патриотического воспитания областного ДОСААФ давал юнармейцам первые уроки обращения с оружием. В спортзале ребят знакомили с элементарными приёмами самозащиты. А на площадке «Историческая реконструкция» члены клуба «Одолень» Центра семьи и молодёжи перенесли ребят в Х век. Убранство, оружие русских воинов воссозданы руками молодых людей на основе тщательного изучения исторических источников.
После занятий по секциям все делегаты форума собрались в спортзале, где бойцы отряда «Тень» познакомили их с образцами оружия, которое сейчас имеется в распоряжении отрядов специального назначения, а также с приёмами самообороны.
В заключение ребят угостили гречневой кашей, приготовленной в полевой кухне прямо во дворе школы.
ЕСЛИ ОЦЕНИВАТЬ качество мероприятия, я бы поставил ему высший балл. Но оно вызвало у меня и ряд вопросов.
Как было сказано, движение юнармейцев развивается в рамках Российского движения школьников. Эта общественно-государственная детско-юношеская организация была образована 29 октября 2015 года в соответствии с Указом Президента РФ. Объявлено, что её цель – совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. По сути, создание такой организации – попытка возрождения пионерии советских времён. Многие взрослые дяди и тёти, ностальгируя по своему невозвратному детству, связывают эту счастливую пору именно с пионерской организацией. Вот, дескать, были у нас и общие дела, и интересный досуг: походы, костры...… Была и объединяющая идея.
Думается, в таком утверждении немало романтического флёра, созданного действительно замечательными фильмами, книгами, песнями. Вот только с реальной жизнью советских ребят они большей частью имели мало общего. Впрочем, от искусства это и не требуется. Но если говорить об идейном наполнении пионерского движения, то оно было разве что в первое десятилетие его существования: мировая революция, власть народа (читай: пролетариев). Однако и тогда оно охватывало не всех ребят. Конкурентом пионерии было, например, скаутское движение.
Когда пионерская организация оказалась единственной и обязательной в Стране Советов, началось её разложение. Да, массовые демонстрации и костры 19 мая, походы, слёты отличников и тому подобные мероприятия, проводимые под эгидой пионерской организации, нравились детям. Но основная жизнь увлечённых чем-то ребят проходила в кружках, студиях. А у очень многих – на улицах. Красные галстуки, которые так трепетно повязывались в третьем-четвёртом классах, запрятывались подальше. А слова клятвы: «Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия», – теряли всякий смысл.
Проблема идеи, способной объединить детей, стоит и перед организаторами сегодняшнего РДШ. И пока они предлагают одну: патриотизм. Это слово звучит постоянно не только в СМИ, но и в школе. Поэтому дети без запинки отвечают на вопрос о его значении: «любовь к Родине». Но что стоит за этим понятием, затрудняются ответить не только школьники, но и взрослые. И их трудно винить. Они выросли в те времена, когда, как сказал Михаил Жванецкий, выражение «Я тебя научу родину любить!» означало, что тебе набьют рожу.
Директор птичнинской школы, где проходил форум юнармейцев, Оксана ЗАХАРОВА сейчас учится в аспирантуре ПГУ имени Шолом-Алейхема. Тема её будущей диссертации – «Педагогические условия формирования опыта патриотической деятельности подростков в Российском движении школьников». Вопрос, за что любишь Родину, она считает некорректным.
– Ведь глупо спрашивать у ребёнка, за что он любит маму, – считает она. – Но вот проявлять эти чувства мы хотим научить ребят. Недавно ученики нашей школы провели акцию «Мой первый ужин для родителей». Вечером они встретили мам и пап накрытым столом. Блюда готовили сами, фантазировали, как их украсить. Конечно, родители были удивлены, а дети впервые почувствовали, как приятно делать добро – пусть сначала только для близких людей.
В птичнинской школе есть ещё волонтёрский отряд, который помогает ветеранам, одиноким людям. Разумеется, есть кружки по интересам. Кто-то из ребят занимается изучением истории Дальнего Востока, своего села. Есть и юнармейский отряд. Эту внеклассную работу можно отнести к патриотическому воспитанию, но становится ли она важнее, чем другие школьные кружки и секции?
Мне кажется, что интересы сегодняшних школьников гораздо обширнее, чем были у нас, а возможностей для их реализации значительно больше. И занятия в кадетских классах или в кружках начальной военной подготовки очень интересны и полезны для большой группы ребят. Но не для всех. Кому-то интереснее заниматься бальными танцами или вышиванием. И слава богу! Единство – в разнообразии. Может быть, эта идея должна стать главной в движении школьников?
«Когда говорят, что новая национальная идея – патриотизм, я не согласен. Не может патриотизм быть идеей. Он – следствие», – справедливо считает артист, режиссёр и очень уважаемый мною человек Сергей Юрский. И я с ним полностью согласен.
Михаил КЛИМЕНКОВ