Вице-губернатор Геннадий Антонов провёл пресс-конференцию, посвящённую предстоящему очередному этапу реформирования системы местного самоуправления

1160

Предмет вечных компромиссов

БИРОБИДЖАН, 15 октября, «Город на Бире» – Для начала Геннадий Алексеевич провёл небольшой экскурс в историю создания системы современного местного самоуправления (МСУ) в России. Отдельный уровень власти – муниципальный – законодательно появился лишь в Конституции 1993 года. И тогда было указано, что он, по примеру западных стран, не входит в систему государственных органов власти. Однако менталитет у наших чиновников остался прежним: без вертикали, в которую встроены все уровни власти, нельзя. Потому муниципальное право вот уже больше 20 лет непрестанно реформируется и является предметом вечных компромиссов, в результате которых всегда есть недовольные.
Федеральные законы, принятые в мае-июне 2014 года, привели к новому этапу реформирования системы МСУ. Так, у субъектов (в нашем случае – у областных властей) появилось право определять порядок формирования представительных органов власти и избрания глав муниципальных образований, устанавливать срок их полномочий и сами полномочия. Поэтому уже несколько месяцев в области на разных уровнях обсуждается новый закон «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в еврейской автономной области», который должен реформировать систему МСУ.
И Геннадий Антонов тут же привёл примеры необходимости изменений. Так, прошлогоднее наводнение показало, что решение проблем, возникающих в чрезвычайной ситуации, однозначно необходимо переносить на более высокий, региональный, уровень. Проблемы учреждений культуры не могут быть эффективно решены на уровне поселений, но и областному правительству заниматься ими не всегда уместно, так что наиболее подходящий уровень власти для этой сферы – районный. На районы же предлагается передать и проблемы жилищно-коммунального хозяйства.
Особый вопрос – формирование органов МСУ. В процессе обсуждения остановились на выборах главы муниципальной власти из депутатского корпуса. Основная причина – неоднократные ситуации, когда либо главу муниципального образования невозможно было принудить к исполнению своих обязанностей, либо сами выбранные главы поселений не справлялись с должностными обязанностями и уходили с поста. А это – временный паралич властных структур и новые выборы с соответствующими расходами на их проведение. С таким решением не согласились депутаты Законодательного собрания ЕАО – представители оппозиционных партий. При рассмотрении законопроекта в первом чтении они дружно проголосовали против подобного, по их мнению, ущемлению демократии.
Сейчас, перед вторым чтением, законопроект проходит общественное обсуждение, в котором может принят участие каждый житель области. Вполне вероятно, что в текст будут внесены изменения.
Вице-губернатор привёл основные проблемы органов МСУ. Во-первых, это вечная нехватка финансирования. Да, муниципалитеты получают дотации и трансферты из федерального и регионального бюджетов, однако их недостаточно. Если же попытаться увеличить собственные доходы, например, за счёт нового налога на недвижимость физических лиц, то большой вопрос, смогут ли эти физические лица, то есть мы с вами, сей налог платить. Во-вторых, у муниципалитетов явная проблема с кадрами. Опять же во всей красе это выявило прошлогоднее наводнение, когда приходилось формировать десанты из областных специалистов, чтобы они правильно оформили документы на местах.
В перспективе реформа должна будет повысить эффективность местного самоуправления, уменьшить траты на него и повысить качество кадров.

Анна ОСЫКИНА

Joomla SEF URLs by Artio
 
1