В причинах разбирался журналист «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 22 мая, «Город на Бире» – Жители областного центра и прибрежных сёл не могли не обратить внимание, как бедна стала водами наша река. Где ещё прошлым летом рыбаки заводили снасти, нынче воды едва ли по щиколотку. В местах, где можно было всласть поплавать и без опаски понырять, обнажилось песчаное и каменистое дно. Изрядно приуныли садоводы и огородники: земля стремительно теряет влагу, а воды в колодцах явно не хватает для поливов. Понятно, что люди встревожились. До каких пор будет отступать вода? Не превратимся ли мы тут, часом, в Сахару?..
ОПАСЕНИЯ людей, конечно, небеспочвенны, но и причин для особых тревог пока тоже нет.
– У Биры питание преимущественно дождевое, – начал нашу беседу глава Росприроднадзора по ЕАО Константин КУЗНЕЦОВ. – А нынешняя зима была малоснежной, и весна пока тоже осадками не балует. Так что естественно, что Бира да и многие другие реки автономии существенно обмелели. И это заметно сказывается на хозяйственной деятельности. Я на даче своей вынужден был в этом году поливать фруктовые деревья, чего не делал никогда. Но земля абсолютно сухая на штык лопаты в глубину. Кроме того, я заядлый рыбак. Недавно вытащил пару карасей – они в язвах. А такое явление характерно только для жаркого лета, когда воды становится мало и она хорошо прогревается. Но, уверяю, только пройдут хорошие дожди – два-три дня, и реки вновь наполнятся до обычного уровня. Правда, пока синоптики обильных осадков на ближайшее время нам не обещают.
Константин Адольфович заверил, что нынешнее обмеление рек – это исключительно каприз природы, и деятельность людей к этому не имеет ни малейшего отношения. Если уровень Амура человек ещё может менять, сбрасывая или приостанавливая сброс вод на Зейской и Бурейской ГЭС, то здешними водами рулят только силы небесные. Было время, когда в бассейнах наших рек велись интенсивные вырубки леса, и сие, бесспорно, могло повлиять на уровень вод. Но в 70-х активные вырубки в водоохранных зонах были прекращены, и за полвека природный баланс восстановился.
Мой собеседник заострил внимание на одном важном моменте: низкий уровень рек сильно влияет на их чистоту. Канализация у нас в автономии уходит в реки, а очистные сооружения – там, где они вообще есть – в аховом состоянии. Так что содержание вредных веществ в Бире в столь засушливые периоды начинает расти. И тут водозаборным станциям и простым обывателям надо бы проявить осторожность.
С ВЫВОДАМИ Константина Кузнецова вполне солидарен известный в ЕАО поэт-песенник, а по основному образованию – инженер-гидролог Наум ЛИВАНТ.
– Нет ничего нового в этом мире, и такие засушливые, маловодные периоды повторяются с периодичностью раз в 30-33 года. В начале 80-х
годов в области наблюдалось такое же явление. Бира – река горно-равнинного типа. Питание на 90 процентов дождевое и только на 10 процентов родниковое. Нет дождей – нет воды. В соответствии с климатическими особенностями на май – июнь у нас обычно приходится межень – самый низкий уровень воды в реках. Но в этом году уровень действительно рекордно низкий, примерно на метр ниже обычного. На опорах моста нанесены метки уровня воды. Самый низкий – 190 сантиметров. (Внимание! Это не глубина в привычном понимании, а расстояние от поверхности воды до контрольной точки в глубине грунта! Купайтесь осторожно! – Прим. ред.) А у нас сейчас два метра. То есть мы почти достигли низшего предела. Но хватит буквально три-четыре дня проливных дождей, так, чтоб выпало не менее 50 миллиметров осадков, и Бира выйдет на привычный уровень. С другой стороны, может, это и хорошо, что сейчас нет дождей. В конце июля, когда начнутся ливни, воде будет где скапливаться. И может, в этом году не так сильно подтопит прилегающие к рекам территории.
А ещё Наум Беньаминович сообщил, что нынешний сезон хоть и аномальный, но и в целом Бира, безусловно, сильно обмелела за последние годы. Причём это явление характерно не только для здешних вод, но и для всех рек северного полушария. Климат, знаете ли, шалит. На заре прошлого века в Биру даже заходили небольшие пароходы. Глубина вполне это позволяла. Сейчас и на моторке не везде пройдешь. Сам Ливант ещё застал времена, когда по Бире шёл лесосплав, и местная пацанва ныряла с деревянного моста без всякой опаски.
С автомобильного моста, что стоит на месте того, прежнего, сейчас даже в большую воду нырять боязно. Лет пять назад чуть ниже него в Бире добывали гравий, чтобы укрепить один из берегов. Потом кучи невывезенного грунта бросили абы как, в надежде, что их растащит течением. Ничего подобного не случилось. И сегодня каменистые отвалы уродуют облик нашего города, поскольку хорошо просматриваются и с моста, и с набережной, и со стадиона на противоположном берегу.
По словам Наума Ливанта, обмеление ниже мостов вообще характерно, и это обязательно надо учитывать при проведении различного рода хозяйственных работ.
МЕТЕОРОЛОГИ цифрами подтвердили, что нынешняя весна на редкость засушливая. В апреле выпало всего 13–38 миллиметров осадков, что составляет 33–38 процентов от обычной нормы. Всего треть! Самым южным – Ленинскому и Октябрьскому – районам повезло больше: там с влагой вышел даже небольшой перебор (109–136 процентов нормы). В первой декаде мая дождей у нас тоже мало – всего 3–7 миллиметров осадков, а надо, напомню, не менее пятидесяти. Ну да подождём-с. Значит, так пока надо. Не наше дело – спорить с небесной канцелярией.
Евгений СТЕПАНОВ