БИРОБИДЖАН, 15 мая, «Город на Бире» — Они пережили войну, голод и насилие – как все, родившиеся в тридцатые и сороковые. Несмотря на преклонный возраст и болезни, они сохранили способность улыбаться и радоваться. Небольшой зал социального дома 13 мая был наполнен теплом и светлой грустью, у многих ветеранов на глаза наворачивались слёзы. С Днём Победы их поздравили люди с ограниченными возможностями здоровья и воспитанники детского сада № 45. И важно было не то, насколько профессионально прочтено стихотворение или спета песня, а сколько души, эмоций в них вложено.
Начался спектакль. Пожилая женщина вспоминает детей, которые ушли на фронт... Конвой – немец и полицейский – ведёт пленных... В сарае прячется еврейская семья: мама с двумя детьми – мальчиком и девочкой... Сцены заставляют ветеранов вытирать слёзы. Они все прошли нелёгкий путь. Одни испытали на себе все ужасы войны, вторые всю жизнь трудились на благо отечества. Все они – наша гордость.
Культорганизатор городского общества инвалидов Алла ПАЛЬКИНА рассказала подробнее о мероприятии:
– У нас очень тяжёлый спектакль. В этот раз мы рискнули, и ребята, которые входят в общество инвалидов, поют сами песни. Это очень тяжело, но всё получилось. Я очень рада. Хочется, чтобы понравилось нашим ветеранам и участникам войны. Программа каждый раз меняется. Я всегда выкладываюсь со сценарием. Мероприятие такое мы устраиваем каждый год, дружим с этим социальным домом. Мы все праздники здесь находимся. Иной раз даже они нас просят дни рождения отметить. Каждому юбиляру на день рождения дарим песню.
Танцами, песнями и стихами поздравили детей войны дети сегодняшнего мира – воспитанники 45-го биробиджанского детского сада.
– Я буду на мероприятии с девочками петь песню, читать стих, – почти по-взрослому рассуждает перед концертом Полина ПОЛЕВИЧ. – Песня либо лягушек, либо про Бабку-ёшку. Буду петь ветеранам. У ветеранов выступаю первый раз. А вообще я много выступала!
Аня КОЛЕСНИКОВА в этот день впервые вышла на сцену.
– Мы поздравляли бабушек и дедушек. Мне очень понравилось. Мы старались и очень хорошо пели. Пять дней мы тренировались петь эти песни, потому что мы всёбыстро запоминаем. Немножко волновалась, – призналась девочка.
Анне Афанасьевне КАЧУР 82 года, но, говорит, что чувствует себя на сорок. Она председатель совета ветеранов социального дома № 2.
– Концерт у нас не первый, мы привыкли, – рассказывает она. – С домом инвалидов у нас дружба уже больше десяти лет. Какой бы праздник ни был, они у нас. Мы их тоже встречаем, чаем угощаем, столы накрываем. Очень хорошие отношения у нас с ними. Сегодня концерт был чуть труднее, а вообще бывает замечательно. Вот знаете, как они здорово поздравляли наших соцработников?! Им очень трудно, но они всё равно к нам любят приходить. А мы любим встречать гостей.
Анна Афанасьевна тоже ребёнок войны. Отец воевал, брат служил в армии, внук полковник, зять полковник, ещё один зять в своё время служил в Афганистане.
– Фильмы военные не могу переносить, очень тяжело, – откровенничает женщина. – Особенно где дети и где убивают, это для меня пытка. Хотя я по специальности историк. Я люблю политические передачи, но когда фильмы... Сердце у меня не выдерживает...
Раньше во втором социальном доме жили 25 участников войны, сейчас – восемнадцать Председатель совета ветеранов своей общественной нагрузкой гордится. У меня, говорит, за эту работу даже есть правительственная награда – орден «Знак Почёта». Вспоминает, как «дружили с солдатами»:
– На 23 февраля они приезжали к нам, рассказывали о себе, а мы накрывали столы. Вся еда домашняя, четыре стола! Делали им подарки. А на 9 Мая мы ездили к ним. А в этом году их перевели на Сахалин, и связь пропала...
Лидии Ивановне ПЕТУХОВОЙ спектакль о войне напомнил, как немцы жили в её доме. Лиде тогда было всего шесть лет.
– Оккупация была. Один немец мясо жарил, я ждала, когда он мне, как собачке, мяса бросит кусочек, а он не бросил, сказал: «Я тебя в Германию заберу!». По-украински говорил. А я ему сказала: «Дядька, я с тобой не поеду, ты дырявый». У него после оспы всё лицо в дырках было. Он снял ремень и ударил, рассёк мне ногу. Я ору! Мама пришла – она боевущая у меня была! – берёт ухват и давай его охаживать. А он вытаскивает пистолет – и на маму. Как он её не пристрелил?! Заходит их офицер. Мама говорит: «Зачем?! Наши ваших деток не обижают, зачем вы наших детей обижаете?!» Он что-то по-немецки сказал, и к вечеру их выселили, а к нам поселили двух врачей. Вот вам и немцы.
На мой вопрос, что в те годы было самым страшным, Лидия Ивановна ответила почти не задумываясь:
– Они девочек насиловали. Один делает это дело, а остальные стоят, фотографируют, хохочут, потом показывают всем. Один раз мы с подружкой играли на огороде с санками. Немец идёт с собакой, что-то ей скажет, собака на нас лапами – и в снег. Собака уйдёт, мы встаём. Только встанем – он нас опять в снег. Мы думали, руки отморозим... Когда закончилась война, к подружке вернулся папа, а у меня не вернулся. Долго не было, потом приехал. Приехал и бросил нас. Мы остались с мамой. Он рядом жил. Никогда мне не помогал. Даже проходил мимо и от меня отворачивался. В чём моя вина была?..
Большую часть жизни Лидия Ивановна проработала в колхозе. Разнорабочей на заводе. Потом стала мотористкой, работала на бетономешалке. Немного пожила в Амурской области, потом в Смидовиче. Вспоминает: «Скотина была, деток двое было, сейчас никого нет»...
Аркадий Петрович ЧЕРНЫХ тоже живёт в социальном доме, ему 103 года. В финале мероприятия он выступил запевалой. Звучал, конечно, «День Победы». Зал ветерану подпевал...
Анастасия СУРИКОВА, студентка 3-го курса ПГУ им. Шолом-Алейхема