БИРОБИДЖАН, 10 февраля, «Город на Бире» — В прошлом номере «Ди Вох» вышла статья под названием «Треноги с большой дороги». В ней я написал, что местные водители воспринимают мобильные камеры фотовидеофиксации на федеральных трассах исключительно как средство для лёгкого заработка. Они не верят, что предприятие, сотрудники которого снимают показания этих приборов и передают их в ГИБДД, на самом деле ратует за безопасность наших дорог, а вовсе не за собственную прибыль. Так сложились обстоятельства, что в день выхода того номера в продажу губернатор ЕАО Александр ЛЕВИНТАЛЬ провёл выездную встречу с руководителем ООО «Безопасные дороги» Денисом РЫБЬЯКОВЫМ. На неё позвали журналистов. Понятное дело, я не мог упустить такую возможность вернуться к теме.
В НАЧАЛЕ ВСТРЕЧИ Денис Владимирович пригласил главу региона и начальника УМВД России по ЕАО Александра Добровольского пройти в операционный зал ООО «Безопасные дороги». В просторном свежеотремонтированном кабинете восемь операторов внимательно всматривались в мониторы своих компьютеров. Они готовили «письма счастья» нарушителям и, надо признать, работы у них было предостаточно. Решил полюбопытствовать, заглянул через плечо. Водителя ждал в штраф в размере 500 рублей за движение по федеральной трассе со скоростью 112 км/час.
– Сразу скажу журналистам и жителям области: к сожалению, у нас есть случаи повреждения камер и нападения на работников, которые их обслуживают, – проявил озабоченность губернатор. – Это имущество не частной компании, это имущество ЕАО. Компания «Безопасные дороги» использует его в рамках концессионного соглашения, по окончании концессии всё оно будет в собственности области, причем оно будет модернизировано. Мы ни копейки денег не вкладывали, а эффект имеем немедленно. Ещё один эффект: «Безопасные дороги» создали 36 рабочих мест с неплохой зарплатой под сорок тысяч, это выше средней по региону. У нас сейчас в области средняя зарплата 35–36 тысяч. В бюджет области идёт уплата налогов за счёт деятельности предприятий. Это тоже эффект, который мы учитываем. Но самый главный результат – это безопасность людей. Задача стоит не заработать деньги, а сократить ДТП, – подытожил глава региона.
ПО ПРАВИЛАМ мобильные камеры должны стоять на участках с высокой аварийностью: три и более ДТП в течение года. По наблюдению водителей, с которыми я общался, у нас треноги ставят на прямых протяженных участках, то есть именно там, где просто зафиксировать даже небольшое превышение разрешенной скорости. Именно это и раздражает. Самое интересное, что большинство адекватных водителей не имеют ничего против камер стационарных, установленных и обозначенных по всем нормам ГОСТа. Так чем руководствуются работники «Безопасных дорог», выходя «на охоту» с треногами? И почему на станции Оль, где десять лет назад было прописано 23 человека, а сейчас наверняка и того меньше, стоит две камеры, но при этом до сих пор не оборудован перекресток рядом с ЦДТ и городским парком, который ежедневно пересекают сотни детей? В ходе встречи мне удалось задать эти вопросы руководителю предприятия.
– Стационарные комплексы установлены по согласованию со всеми ведомствами, в том числе и владельцем дороги, – ответил Денис Рыбьяков. – Они были в приоритете с учётом того количества ДТП, которые совершаются на этой дороге. В этом году будет рассматриваться возможность установки дополнительных комплексов на пересечениях улиц и дорог в городе Биробиджане. Передвижные камеры лично мы не устанавливаем, где хотим. Дислокация утверждается еженедельно ГИБДД, исходя из того состояния аварийности, которое есть в области.
ЗА НЕПОЛНЫЕ восемь месяцев 2018 года автолюбителям из ЕАО выписаны 174 384 постановления о нарушении 12.9 статьи КоАП на общую сумму в 123 миллиона рублей. Эти цифры «Ди Вох» предоставило управление МВД России по ЕАО. В бюджет автономии с каждого штрафа идут 10%, оставшиеся 90% – заработок ООО «Безопасные дороги».
Между тем в других регионах России дело обстоит иначе. Например, в Московской области компания ООО «МВС Групп», вложившая более двух миллиардов рублей в подобный проект, имеет с каждого выписанного штрафа всего 233 рубля. В самой Москве мэрия платит частникам только за аренду камер. В Приморье работает госпрограмма, которая называется «Безопасный край». Её подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения на территории Приморского края» финансируется за счёт средств краевого бюджета. За последние два года на установку приборов фотовидеофиксации там потрачено более 150 миллионов рублей.
Откуда у нас такая лояльность к предпринимателям «с дороги»?
– Лояльность – это миф! – укорил меня Александр Борисович. – Мы получаем ежемесячно 500 тысяч за концессию, и неважно, как они работают: есть штрафы, нет штрафов... Это раз. Второе: десять процентов от суммы штрафа. Третье: налоги, которые область получает от работающих здесь сотрудников. Плюс модернизация всего оборудования, а это наша собственность. Мы получили оборудования на сотни миллионов рублей, и оно останется нашим. Если посчитать всю совокупность, то в реальности получится для области не 10 на 90, а 40 на 60 процентов. Поэтому вопрос о пересмотре договора мы не ставим, мы только начали работать. В этой концессии условия были сложными для компании. Мы сомневались, придут ли в область люди, ведь все риски лягут на них. Они могут остаться без штанов. У нас рисков нет, а эффект моментальный. Мы сохранили десятки жизней!..
ЕЩЁ лично я не совсем понимаю, как реагировать на подобные новости: «В ходе совместного мероприятия судебных приставов и ГИБДД ЕАО... проверено 53 водителя на факт неуплаты административных штрафов и долговых обязательств...» – процитировано по пресс-релизу от областного управления полиции. Мне одному кажется странным, что государственные службы готовы внепланово тратить ведомственные силы и ресурсы, собирая штрафы с водителей всего за 10% в пользу государства?..
ЖИТЕЛИ ЕАО уже устали считать иллюзорные потенциальные миллиарды, которые когда-нибудь наводнят наш регион. Все программы по развитию, к сожалению, многие годы красиво выглядят лишь на бумаге. А вот рост налогов, цен и тарифов более чем реален. Кошельки простых людей худеют на глазах, как результат, растет социальная напряжённость. А многочисленные треноги на «федералке» продолжают множить штрафы за минимальное превышение разрешенной скорости. Безусловно, действия ООО «Безопасные дороги» «согласованные» и «утверждённые». Вот только те самые 123 миллиона рублей, выписанные штрафами, наши люди могли потратить по-другому, например, на товары и услуги от местных предпринимателей. Они, между прочим, точно так же платят деньги в бюджет региона и нуждаются в поддержке властей.
Эдуард ТИРАСПОЛЬСКИЙ