БИРОБИДЖАН, 24 июля, «Город на Бире» — «Однако, – пробормотал он, – телячьи котлеты два двадцать пять, филе – два двадцать пять, водка – пять рублей...» Примерно в таком же недоумении, как и Ипполит Матвеевич из романа «12 стульев», пребывал я, когда пришёл на городской рынок в начале июля. За прилавком в конце открытого павильона расположились несколько торговцев молодым картофелем, и цены на него меня, признаться, поразили не меньше, чем меню ресторана «Прага» бывшего предводителя уездного дворянства Кису Воробьянинова. За килограмм крупных клубней просили 150 рублей. Картошка средних размеров была ненамного дешевле: 130–140 рублей. Совсем уж мелочь можно было купить за 100–120. Желающие приобрести только что выкопанную молодую картошку у прилавка не толпились. Постоял минут десять – не подошёл ни один покупатель.
Отсутствию активного спроса я не удивился. На том же рынке молодой картофель продавали и за 45–50 рублей, в супермаркетах – и того дешевле. Правда, привезён он из Китая, а к продукции этой страны у нас устойчивое предубеждение. Не берусь судить, насколько оно справедливо, но то, что цена на импортный картофель втрое ниже, по-видимому, является решающим фактором.
Спустя неделю молодой картофель на рынке подешевел, но не настолько, чтобы пошёл нарасхват: крупный – 80–100 рублей, средний можно было и за 70 купить, мелочь – за 40–50. Наплыва покупателей по-прежнему не было, и я решил поговорить с крестьянами, почему они держат довольно высокую цену.
Практически все торговцы были из сёл Дубовое и Казанка, бывших отделений бывшего Надеждинского совхоза – когда-то одного из крупнейших хозяйств автономии, возделывавших картофель. В советские времена он занимал там до шестисот гектаров. Совхоза давно нет, картошку сейчас выращивают преимущественно в личных подсобных хозяйствах, фермеры области сообща засадили в этом году лишь 465 гектаров. Однако, как сейчас бы сказали, бренд – «картошка из Дубового» – остался. Такая надпись присутствует практически на всех торговых местах и, по-видимому, сигнализирует, что картофель здесь предлагают качественный.
Владимир КОНОВАЛОВ живёт в Дубовом давно.
– Совхоза нет, работы нет, живём, можно сказать, натуральным хозяйством, – не жалуется, а просто констатирует он. – В огороде выращиваем всё, что растёт у нас, на Дальнем Востоке. Держим бычков, корову. На рынок я выезжаю редко – разве вот с молодой картошкой, пока она в цене. Но скоро смысла торговать ею на рынке не будет – она дешевеет.
– Да и сейчас не очень-то разбогатеешь, – подхватывает наш разговор сосед Владимира по прилавку Сергей СИМИСИНОВ. – Я живу чуть ближе к городу, в Казанке. Чтобы проехать сюда и обратно, на бензин нужно минимум пятьсот рублей. За лабораторный анализ на нитраты – два раза в неделю по 77 рублей. За место на рынке – 43 рубля. И если в первые дни я выручал до двух тысяч рублей, то вчера – всего пятьсот. То есть наторговал себе в минус.
Ольга КРЫМСКАЯ на бензин не тратится – она, как говорят, безлошадная. Тем дороже ей обходится путь в город и обратно.
– Больше тридцати килограммов не возьмёшь на чужую машину, но и это порой приходится чуть ли не всё везти обратно, – сокрушается Ольга Степановна.
Виной всему она считает завоз овощей и картофеля из Китая.
– У нас же продукция экологичная, – уверяет женщина. – Мы как её выращиваем? Садим в конце апреля безо всяких минеральных удобрений – на них у нас просто нет денег. Те, у кого домашний скот или куры, удобряют огороды навозом. А после этого только механические обработки. В основном тяпкой. Ну, разве что «Интавиром» обработаем, когда нашествие 28-точечной коровки.
Кроме картошки Крымская привезла ещё и несколько первых кабачков. Цену на них она не задирает – отдаёт по той же, что на лотках с китайскими овощами.
После картофельных цены на домашние овощи от Антонины ЩАПОВОЙ из Казанки уже не кажутся мне высокими: пятьдесят рублей за приличный пучок моркови, двадцать – средних размеров свёколка.
К прилавку наконец подходит покупательница – первая за всё время, что я беседовал с торговцами.
– Китайскую картошку в супермаркетах никогда не беру, – заявила биробиджанка Елена ШКУРНАЯ. – Здесь пусть и дороговато, зато гарантия, что никакой гадости в неё не напичкано.
Не знаю, что имела в виду Елена Игоревна, но, постояв и подумав, я решил тоже купить три килограмма дубовской картошки. Купил – и даже получил скидку: по десятке с каждого кило.
Михаил КЛИМЕНКОВ