15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей

Свыше тысячи обращений зарегистрировали в управлении Роспотребнадзора по ЕАО в 2012 году

БИРОБИДЖАН, 15 марта, «Город на Бире» - Наибольшее число нареканий, с которыми приходили жители Еврейской автономии в региональное управление Роспотребнадзора (свыше 400) относится к сфере торговли. За ней лидируют ЖКХ и бытовое обслуживание (соответственно, 168 и 118 жалоб). Наименее конфликтными, судя по обращениям граждан, оказались предприятия общепита (27 случаев), связи (24), туризма (18) сферы финансовых и медицинских услуг (14 и 18 обращений, соответственно), транспортные и прочие компании.

Сорок шесть тысяч рублей за неисправную радиоуправляемую игрушку вынужден был выплатить недобросовестный продавец жителю Биробиджана по одному из судебных решений. В такую сумму обошлось нежелание предпринимателя в досудебном порядке вернуть покупателю стоимость игрушечного вертолета – тысяча триста рублей.

– Эта история произошла в 2010 году, – рассказывает Марина ГОРДОН, сотрудник одной из юридических компаний Биробиджана. – Житель нашего города приобрел дорогую игрушку в магазине, а придя домой обнаружил, что она уже не работает. Попытка обменять товар на исправный, не говоря уже о том, чтобы вернуть у продавца деньги, не увенчалась успехом: предприниматель отказался принять претензию. После обращения в суд и многочисленных экспертиз, спустя год, требование покупателя все-таки было удовлетворено. Причем, к первоначальной стоимости товара были приплюсованы издержки и компенсация морального вреда.

Случай типичным не назовешь.

– Очень часто к нам приходят граждане, у которых вышел из строя сотовый телефон, – говорит Алёна ГАЛКИНА, сотрудник консультационного центра по защите прав потребителей ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО». – Процедура возврата денег за технически сложные товары, к которым с ноября 2011 года относятся и телефоны, довольно сложная. Требуется техническая экспертиза и подтверждение наличия у изделия так называемого существенного недостатка. А что считать таковым – точно нигде не определено. Поэтому очень часто рассмотрение претензии потребителя затягивается. Большинство людей предпочитают не тратить время, нервы и деньги на судебный процесс, успех которого не всегда очевиден.

Аналогичная картина и по другим направлениям – будь то розничная торговля или сфера услуг.

– Характерный пример – предприятия химчистки, – продолжает Алёна Николаевна. – Один из недавних случаев – женщине испортили дорогую куртку. Работники химчистки отказываются брать от пострадавшего клиента претензию. Чтобы возместить ущерб, причиненный некачественными услугами, потребуется обращение в суд.

Свои жалобы на недобросовестных предпринимателей жители ЕАО чаще всего адресуют сотрудникам Управления Роспотребнадзора по ЕАО.

– К примеру, жалобы на предприятия ЖКХ, – объясняет Наталья КОРЕЙБА, ведущий специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по ЕАО. – Мы занимаемся теми обращениями, которые связаны с перерасчетом при ненадлежащем оказании коммунальных услуг. Или с компенсацией ущерба, понесенного потребителями, когда происходят аварии. Скажем, из-за перепада электрического напряжения выходит из строя бытовая техника. Мы объясняем человеку, как составить претензию и кому ее адресовать: управляющей компании или энергосбытовой. Если речь идет о некачественном оказании коммунальных услуг – не соблюдается температурный режим или вода подается с перебоями – такие запросы передаются в жилищную инспекцию, так как находятся в ее компетенции. На принятие решения нам отводится одна неделя, а все обращения регистрируются.

В минувшем году, по словам Натальи КОРЕЙБА, сотрудники регионального управления Роспотребнадзора провели пятьдесят семь внеплановых проверок деятельности предпринимателей, на которых в течение года поступали письменные жалобы. Практически в каждом из этих случаев были подтверждены факты нарушений законодательства о защите прав потребителей и составлены административные протоколы.

Алексей МАРКЕЕВ

Joomla SEF URLs by Artio
 
1