О росте числа выявленных ВИЧ-носителей и способах профилактики рассказывает газета «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 23 января, «Город на Бире» — Лет десять случаи положительной реакции на ВИЧ в нашем регионе были единичными. Но с 2010 года опасный диагноз стал ставиться всё чаще и чаще. В минувшем году на учёт попал 41 носитель вируса. В 2017-м их было тридцать. А всего с 1999 года областным Центром по профилактике и борьбе со СПИД выявлено 298 ВИЧ-инфицированных.
Рис. Олега ДЕРГАЧЁВА.
ПОЧТИ триста случаев на такую маленькую область – цифра внушительная. И она позволяет выявить некоторые закономерности и особенности распространения инфекции на территории нашего региона.
Как известно, путей заражения ВИЧ три. В их числе – попадание в кровь здорового человека крови инфицированной. Чаще всего это случается при уколе шприцем, в игле которого остались вирусы. Поскольку в медицине сейчас используются исключительно одноразовые шприцы, так заражаются преимущественно люди, потребляющие внутривенные наркотики.
– На первых порах наркоманы составляли большинство наших пациентов, – рассказала главный врач Центра Ольга ЯНОВИЧ. – В России они и сегодня главная группа риска – более половины всех заражённых. Но у нас в области наркоманы составляют лишь треть от общего числа носителей ВИЧ. Возможно, потому, что население у нас небогатое, а внутривенные наркотики дорогие и доступны далеко не всем наркоманам, гораздо более распространена конопля. Зато число ВИЧ-инфицированных при сексуальном контакте в области растёт, и сегодня оно почти вдвое выше, чем при употреблении наркотиков – 62 процента. В четырёх случаях источник заражения не установлен.
Меняется социальный состав больных. Если поначалу это были в основном зло-употребляющие алкоголем деклассированные элементы, то сегодня ВИЧ выявляют и у людей вроде бы вполне благополучных. Причём всё чаще у зрелого населения старше сорока лет. И это притом что от заражения половым путём есть практически стопроцентная защита – презерватив. Однако... Мужчины не считают нужным оберегаться, женщины боятся обидеть партнёра, но чаще и те, и другие просто надеются: авось пронесёт...
РОСТ числа выявленных ВИЧ-носителей объясняется ещё и активизацией профилактической работы. Известно, что болезнь проявляется сразу далеко не у всех. Инфицированный вступает в половые контакты, не подозревая, что заражает партнёра. В 2016 году в России была разработана концепция по борьбе со СПИДом. Она предполагает расширение охвата населения обследованиями. В прошлом году на ВИЧ проверились 32 тысячи жителей области. На этот запланировано обследование сорока с половиной тысяч. Массовые проверки прошли во многих учреждениях здравоохранения, силовых структурах, а также на некоторых предприятиях. Разумеется, не отказывают и тем, кто обратился в Центр самостоятельно. Таких немного, но число добровольцев увеличивается. Обследования могут проводиться анонимно.
– Мы надеемся, что благодаря расширению обследований через несколько лет число выявленных носителей ВИЧ начнёт сокращаться, – считает Ольга Янович. – Тем более что сегодня появились лекарства, которые позволяют инфицированным вести практически нормальную жизнь, не представляя опасности для половых партнёров.
ПОЛНОСТЬЮ излечиться от СПИДа пока невозможно. Заражённый обречён всю жизнь принимать лекарства. Ещё десять лет назад схема лечения была сложной. За день принимали до двенадцати препаратов. Одни до еды, другие после. Какие-то следовало запивать молоком, какие-то водой. Работающему человеку следовать инструкциям было сложно.
Схемы применения современных препаратов значительно проще: три таблетки, редко больше, принимаются два раза в день. Эффективность их высока, выдаются они бесплатно. И у тех, кто строго следует схеме лечения, количество вирусов иммунодефицита в крови может снижаться до такого уровня, что они не представляют опасности для партнёра. Защищают лекарства от СПИДа и детей больных. За двадцать лет 54 женщины, у которых был выявлен вирус, родили детей. Лишь две из них передали его потомству, остальные малыши родились здоровыми.
Однако стоит перестать принимать препараты – и болезнь возвращается. Бросает лечение примерно треть ВИЧ-инфицированных.
– Почувствовав улучшение, они считают, что уже излечились. Но не стоит обольщаться, – предупреждает Ольга Александровна. – Концентрация вирусов СПИДа в крови тут же возрастает. Приходится менять схему, а иногда наступает летальный исход.
За всё время в ЕАО умерло 63 ВИЧ-инфицированных. И только 25 из них – непосредственно от СПИДа. Остальные – от других заболеваний. Преимущественно от туберкулёза.
О СПИДе заговорили в 80-х годах ХХ века. Контингент заболевших поначалу состоял преимущественно из наркоманов и гомосексуалистов. Стремительное распространение болезни по миру сопровождалось негативным отношением к тем, у кого был обнаружен синдром приобретённого иммунодефицита. Часто они подвергались общественному остракизму. Пример такого отношения был и в нашей области. В одном посёлке супругам – молодым людям был диагностирован ВИЧ. Медицинский работник рассказала об этом своей матери, а та разнесла новость по соседям. Семье пришлось переехать в другой регион.
В последнее время отношение к заболевшим меняется. Всё больше людей знают, что СПИД не передаётся воздушно-капельным, водным, контактно-бытовым путём, через пользование общей посудой, одним туалетом, транспортом, при посещении школы, во время спортивных игр, плавания в бассейне, рукопожатия, объятия, при поцелуях. Не участвуют в передаче вируса кровососущие насекомые и членистоногие (комары, клопы, вши, клещи). Тем не менее многие, узнав, что их знакомый ВИЧ-инфицирован, начинают избегать его.
Пережить такой стресс нелегко. Но ещё труднее свыкнуться с мыслью, что твоя жизнь изменилась коренным образом. Помогает преодолеть этот перелом психотерапевт. Лилия ДЫМЧЕНКО работает в областном Центре по профилактике и борьбе со СПИД почти с самого его открытия. Обращаться к ней больных не обязывают, посещение добровольное.
– Ко мне приходят чаще всего те, у кого депрессивное состояние. Им плохо на физическом уровне: бессонница, слабость, отсутствие аппетита, – констатирует Лилия Викторовна. – Только в редких случаях рекомендую седативные препараты. Порой достаточно беседы. Некоторым сеанс психотерапии нужен каждую неделю, кому-то – раз в месяц, а то и реже.
Эффект подобных встреч трудно переоценить. Несколько лет назад к Лилии Викторовне пришла пациентка. После того как ей диагностировали ВИЧ, женщину бросил муж (который, к слову, её и заразил), свекровь забрала детей. Женщина была на грани нервного срыва, но она охотно шла на контакт. Недавно её жизнь снова обрела смысл: она вышла замуж, ждёт ребёнка.
Лилия Дымченко работает на четверть ставки и пока успевает принять всех желающих – примерно треть заболевших СПИДом. Ещё несколько человек ограничились разовым посещением. В больших городах ВИЧ-инфицированные создают анонимные группы по типу тех, что давно действуют у желающих избавиться от алкоголизма. К сожалению, считает Лилия Викторовна, в таком маленьком городе, как наш, создать подобную группу и соблюсти анонимность невозможно.
У ОНКОЛОГОВ есть девиз: «Если мы не можем тебя вылечить, это не значит, что мы не можем тебе помочь». Речь идёт об облегчении страданий. В случае со СПИДом ситуация не столь трагичная. Современная медицина способна сохранить больному жизнь. Если, конечно, он сам хочет этого и если ему помогут близкие и друзья. «Это не вопросы, касающиеся секса. Это вопросы, касающиеся души, – сказал как-то известный киноактёр Ричард Гир. – Я не хочу, чтобы люди продолжали умирать от СПИДа».
Михаил КЛИМЕНКОВ