Фото: gorodnabire.ru.
Пёстрые питомцы Надежды Анохиной
БИРОБИДЖАН, 25 мая, «Город на Бире» — Древнегреческие философы спорили, что появилось раньше: курица или яйцо. Современные биологи склоняются в пользу яиц, поскольку их несли ещё старшие «родственники» птиц – пресмыкающиеся. У нашей героини сперва всё-таки появились куры.
СЕМЬ ЛЕТ назад Надежда АНОХИНА вместе с мужем решила обзавестись своим жильём. Несколько лет они снимали квартиру в благоустроенном доме. Но оба супруга выросли в деревне: Надежда – в Воскресеновке, Сергей – в Пашково. В отличие от многих переехавших в город сельчан от земли они не отреклись – и в 2013 году арендовали участок в 21 сотку в пригородном селе Раздольном. Разумеется, с намерением завести там подсобное хозяйство.
И первой живностью на их подворье стали куры. Обыкновенные бройлеры и столь же обыкновенные несушки. Их содержание вроде бы наука нехитрая, но Надежда подошла к этому делу серьёзно. За рекомендациями обратилась в интернет. А это занятие затягивающее. Сначала из любопытства стала читать про разведение декоративных курочек, а потом сама захотела завести хотя бы парочку пернатых красавцев.
В WhatsApp нашла группу хозяев, выращивающих необычных кур и петушков. Договорилась семь лет назад с одной биробиджанкой, и та продала ей цыплят породы китайские шёлковые. Не влюбиться в пуховые белоснежные комочки было невозможно. Эти первые птички были взяты не для мяса или яиц – игрушки, так она к ним и относилась. Но они «заразили» Надежду.
Эта «болезнь» сродни той, что испытывает любой коллекционер – картин ли, книг или почтовых марок. А всякая коллекция ценна разнообразием и требует постоянного пополнения, и для этого в ней должны быть «излишки» на обмен. Ведь декоративные куры довольно дороги, а некоторые образцы и очень дороги. Для их приобретения нужно либо обменять, либо продать что-то из своей коллекции. Позже на подворье Анохиной появились светлые и голубые брамы – красавцы с пышным оперением. Потом чёрные с шикарной «причёской» голландские белохохлые. Джерсийский гигант, выведенный в Америке, поражает не столько окраской, сколько размерами, и в весе достигает семи килограммов! А вот от самых крохотных среди кур малазийских серам ни мяса, ни яиц много не получишь. Но сколько спеси у этих полукилограммовых малюток с гордо задранным вверх хвостом! В руки их лучше не брать – могут так клюнуть, что мало не покажется! Суровый нрав объясняется тем, что вывели их сравнительно недавно от скрещивания мирных японских карликовых курочек с дикими малазийскими петушками. А вот наша отечественная ситцевая орловка, хоть тоже не золушка в своём красивом пёстром оперении, обеспечит хозяев и яйцом, и мясом. Пополнять эту коллекцию можно бесконечно: куриных пород – сотни. У Анохиной этой зимой было 24.
НО НЕ ТОЛЬКО куры живут на этом подворье. Важно ступают по двору индюки. Их здесь три породы. Переваливаются с боку на бок несколько индоуток. Их родственницы, просто утки, хотя тоже были породистыми, за зиму пошли на стол. Недавно Надежда завезла утят породы индийский бегунок двух цветов: белых и хаки.
Утки, гуси, индюки – прежде всего на мясо. Эти пернатые, и даже индоутки и перепёлки, есть на многих личных подворьях, занимающихся птицеводством. Разве что не все, как Надежда, строго следят за чистотой пород своих питомцев. А вот фазанов, цесарок мало кто выращивает. Это деликатесные и одновременно красивые птицы, которых раньше добывали только в лесах, степях и на полях. Сегодня и они одомашнены, селекционированы. Румынский фазан получен от скрещивания домашних фазанов с японскими – порода мясная, хотя и его изумрудное оперение радует глаз. А золотой с лимонным отливом прежде всего красив, хотя и в суп годится. Цены у этих птичек приличные: за пару «румынов» просят пять тысяч рублей. А за фазанов Эллиота – 17 тысяч! Анохина пока приобрела только одного самца.
Несколько месяцев назад в их хозяйстве появились три павлина: два белых и один красавец арлекин. Своей половой зрелости, когда распустятся их знаменитые хвосты, они достигнут только через пару лет, но уже сейчас хороши необыкновенно! А скоро на этот птичий двор прибудет страус...
В ОТЛИЧИЕ от объектов интереса нумизматов, филателистов и других коллекционеров у живых экземпляров коллекции Надежды век недолог. Те, кто держит пару канареек или попугайчиков, решают эту проблему просто: оплакав гибель своего питомца, идут в зоо-магазин и покупают нового. Здесь же птичье стадо насчитывает сотни голов, и содержат хозяева птиц не только декоративных, но и мясных, яйценоских пород. Цыплят тех пернатых, что у них есть, выводят в инкубаторах. Излишки продают или обменивают. Надежда активно общается через WhatsApp с такими же птицеводами не только в ЕАО или в Хабаровске, но и по всей России.
Кроме птиц Анохина содержит несколько свиней, так что в семейном рационе не только птичье мясо. А молоко дают козочки.
– Сейчас у нас хозяйство самоокупаемое, – с гордостью говорит Надежда. – Не шикуем, но средств на поддержание не только своей жизни, но и нашей живности, хватает.
В ПРОШЛОМ году Надежда Анохина и её муж Сергей Томилов пережили тяжёлое испытание. Половодье не только залило весь двор. Одно из подсобных помещений так подмыло, что оно вообще завалилось. Им и раньше приходилось переносить разлив небольшой речушки Кирги, и они ещё до последнего наводнения задумали сменить дислокацию. Обратились в администрацию Биробиджанского района, чтобы им выделили для аренды другой участок, который они присмотрели вблизи Старого Аэропорта. Место незатопляемое, площадь 50 соток – хватит, чтобы ещё расширять подворье.
В земельном отделе не возражали, сказали только, чтобы они выполнили межевание. Супруги всё сделали, и уже в этом году планировали начать освоение новой земли. Все деньги, которые они получили в качестве возмещения убытков от наводнения, потратили на приобретение стройматериалов. Но чиновники до сих пор так и не оформили им документы на аренду земли. Долго ли будет ехать эта улита, неизвестно...
Михаил КЛИМЕНКОВ