БИРОБИДЖАН, 21 февраля, «Город на Бире» — Волочаевская битва – наступательная операция войск Народно-революционной армии Дальневосточной республики против войск Белоповстанческой армии, проведённая 5–14 февраля 1922 года в районе станции Волочаевка Амурской железной дороги, на подступах к Хабаровску. В результате операции оборона войск Белоповстанческой армии была прорвана, Хабаровск взят без боя. Стратегическая инициатива перешла к Народно-революционной армии, что создало условия для захвата Приморья, а затем привело к окончательному разгрому сил белых на Дальнем Востоке.
ДЛЯ МАЛЬЧИШЕК 1970–80-х годов диорама Волочаевской битвы была одним из любимейших экспонатов областного музея. Эта объёмная картина делила выставочную площадь с винтовками, карабинами, шашками и пулемётом «Максим», что делало небольшой зал на втором этаже крайне притягательным для нас местом. А если экскурсия ещё и сопровождалась рассказом, как наши всыпали белым и японцам на этой сопке по первое число, то рассматривать изображение битвы мы могли часами.
Современный рассказ о Волочаевском сражении существенно отличается от того, что слышали мы. Оказалось, что у народоармейцев было существенно больше людей, пулемётов и другого оружия, однако потери их были более значительные, чем у белоповстанцев. Очень много красных бойцов погибли от обморожения, из-за колючей проволоки, которую им приходилось рубить шашками, а то и перебираться через неё по телам своих товарищей. Никаких японцев со стороны белых не было – это была битва между русскими и русскими. Отступление белых было по-военному грамотным, никакого бегства и паники.
Судьба командования народоармейцев и белоповстанцев, воевавших под Волочаевкой, сложилась очень по-разному. Красные командиры Василий Блюхер, Яков Покус и Алексей Глазков были объявлены врагами народа, арестованы и умерли в тюрьмах. Белые – генерал Викторин Молчанов и полковник Авенир Ефимов – умерли в преклонном возрасте в США.
Сейчас сотрудники музея рассказывают юному поколению не о подвиге одной и бесславном поражении другой стороны, а о трагедии россиян, которые убивали друг друга только потому, что одни приняли новую власть, а другие не смогли.
ДИОРАМА поступила в наш музей в 1974 году. Появилась она неслучайно. Краевые власти и руководство Хабаровского краеведческого музея имени Николая Гродекова решили сделать большую панораму Волочаевского сражения. Работу заказали московским художникам-баталистам Сергею Агапову и Анатолию Горпенко. Как и полагается в таких случаях, мастера сначала сделали эскиз будущей панорамы. И первая их попытка оказалась неудачной. Некоторые участники Волочаевского сражения указали на недочёты и неточности. Пришлось московским художникам вылетать на Дальний Восток и весь февраль работать на пленэре.
Участников сражения изображали военнослужащие Дальневосточного военного округа. Для бойцов шили форму, которая была на народоармейцах, они рыли траншеи, натягивали колючую проволоку, набивали мешки песком... Москвичи делали наброски и много фотографировали, чтобы потом максимально правдоподобно воспроизвести события.
Размах работы был колоссальным: предстояло сделать панораму площадью более 250 квадратных метров. Подходящую художественную мастерскую даже в Москве найти было трудно, поэтому художники работали в арендованном спортзале. Доставляли панораму в Хабаровск специальным вагоном: само полотно намотали на особый барабан, а объёмные конструкции аккуратно разобрали и упаковали по ящикам.
Диорама, которая находится в Биробиджане, – это и есть утверждённый эскиз панорамы, с которого баталисты делали основной заказ. Наша Волочаевская битва несколько отличается от своей большой «сестры» из Хабаровска.
– Конечно, в процессе изготовления панорамы художники вносили некоторые коррективы к эскизу, – говорит Светлана СКВОРЦОВА, заместитель директора по научно-исследовательской работе Областного краеведческого музея (на фото). – И разница в масштабах сказалась. К примеру, на большой панораме прорисовывали лица некоторых участников того сражения. Естественно, что на нашем экспонате таких подробностей нет.
Как и любой экспонат, Волочаевская диорама требует специального ухода. В зале поддерживаются определенная влажность и температура, пыль с неё убирают специальной кисточкой, полы в зале моют особым образом... Однако за 45 лет экспонат всё равно пришлось пару раз реставрировать: не так это просто – пережить несколько переездов, ремонтов, а также излишнее любопытство посетителей. В практике Светланы Ивановны был случай, когда один из воспитанников биробиджанской детской колонии на экскурсии пальцем проткнул «сугроб» в батальной сцене. Реставрационные работы проводил директор Музея современного искусства ЕАО Борис Косвинцев. Слава богу, Борис Юрьевич решил текущие «зияющие» проблемы диорамы, но руководство музея понимает, что экспонату уже нужна полная профессиональная реставрация.
СЕЙЧАС диорама с Волочаевским боем располагается на первом этаже краеведческого музея. Современные мальчишки и девчонки, которые приходят сюда, называют этот зал «Там, где зима». Это, пожалуй, лучшая характеристика того непростого времени – когда люди, воевавшие под лучшим в мире красным флагом, стреляли в людей, воевавших под родным триколором.
Олег КОТОВ