БИРОБИДЖАН, 9 марта, «Город на Бире» — О том, каким он был парнем, знает не одно поколение жителей нашей планеты. За недолгую свою жизнь Юрий Гагарин стал любимцем миллионов, а его улыбка – визитной карточкой Советского Союза. Интересно: доживи до сегодняшних дней, остался бы Юрий Алексеевич таким же скромным и обаятельным, как в зените славы?..
ЭТО СЕЙЧАС звёздами величают кого ни попадя, показывают в эксклюзивных репортажах их шикарные жилища. А Гагарин с семьёй жил в обыкновенной девятиэтажке. Я был в Звёздном городке и видел её. К тому времени Юрия Алексеевича уже не было в живых, и окна осиротевшего дома смотрели лишь на памятник знаменитому жильцу.
В Биробиджане мне так и не удалось найти человека, лично видевшего Гагарина, в нашем городе он не был ни разу. Но за девять месяцев до своей гибели космонавт побывал в Комсомольске-на-Амуре, и некоторые его жители сохранили добрую, тёплую и ослепительно яркую память о визите Гагарина в их город. Он приехал 12 июня 1967 года на празднование 35-летия Города юности. В это же время там проходил всесоюзный слёт передовиков производства.
ВЛАДИМИР ГЕРШАНОВИЧ ГИНЗБУРГ работал тогда на судостроительном заводе, «выпекавшем» атомные подводные лодки. Работал слесарем, а свободное время читал со сцены стихи, был ведущим торжественных мероприятий. Голос его, как голос нашего земляка Николая Берёзного, был сильным от природы. Именно такой потребовался для ведения концерта в честь передовиков в Доме культуры имени 50-летия Октября.
– Гагарина встречал первый секретарь городского комитета комсомола Владимир Крысин. Именно благодаря ему Юрий Алексеевич побывал в нашем городе, – рассказывает мне Владимир Гершанович. – Крысин очень дружил с первым секретарём ЦК комсомола Сергеем Павловым, а тот, в свою очередь, был в дружеских отношениях с Гагариным. Ещё до приезда первого космонавта проходил тщательный отбор кандидатур для этого концерта. Наверное, московскому режиссёру понравился мой голос, если меня включили в команду.
Во время концерта я на сцену не выходил – объявлял номера в микрофон, находясь за кулисами. Было темно, так что мне потребовалась настольная лампа. Чтобы взять её, я побежал к директору ДК, его кабинет был на втором этаже. Я сильно спешил, рванул на себя дверь – и вдруг на меня буквально вывалился лётчик, мы с ним фактически столкнулись. Я жил неподалёку от авиационного завода и нисколько не удивился, что лицо лётчика показалось мне знакомым – мало ли где могли сталкиваться. Я сказал: «Привет!» Он ответил: «Привет!» И только тут до меня дошло, что это Гагарин! Следом за ним шёл Алексей Клементьевич Чёрный, первый секретарь краевого комитета партии. На эмоции времени уже не было. Я попросил у директора лампу. Потом увидел, что на плечиках висит парадная лётная форма Гагарина, и подумал: «Неплохо бы её примерить и сфотографироваться», но нужно было начинать концерт – и я пошёл за сцену, на своё рабочее место.
Гагарин выступал перед участниками слёта, но о чём он говорил, я не слушал – был сосредоточен на своей работе. В том концерте принимал участие известный акробат Геннадий Попов*. В своём номере он использовал две тяжёлые гири. Одну держал на весу параллельно полу, вторую протянул Гагарину, сидевшему в первом ряду. Тот взял гирю и держал её так же. Помню, зал взорвался от восторга.
ХАБАРОВСКИЙ писатель Александр ЛОЗИКОВ во время приезда Гагарина в Комсомольск-на-Амуре работал корреспондентом многотиражной газеты «Амурец» на том же заводе, что и Гинзбург. Визит лётчика-космонавта он освещал под строжайшим контролем цензуры. Ни завод, ни даже город, который он посетил, называть было нельзя.
– Мы не имели права, – вспоминает Александр Александрович, – фотографировать Гагарина в месте, где был виден хотя бы один станок. Комсомольск-на-Амуре в моих публикациях назывался Добровольском. Фотографии, которые я делал, нужно было немедленно сдать в редакцию. Гагарина провели даже в святая святых – цех, где собирались подводные лодки. Он общался с рабочими, отвечал на вопросы, шутил, но внешне был скромнее всех, кто его сопровождал, руководителей завода и партийных чиновников. Помню, мне удалось сфотографировать его рядом с моей женой, тоже работавшей на этом заводе.
27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин погибнет при совершении учебно-тренировочного полёта на самолёте МиГ-15УТИ вместе с лётчиком-инструктором Владимиром Сергеевичем Серёгиным. Город Комсомольск-на-Амуре чёрным смогом накроет траур. Тысячи людей вспомнят замечательного, приветливого парня, самого скромного из всех больших людей, когда-либо посещавших этот город.
Александр ДРАБКИН
*Геннадий Попов прославился в 1964 году в Париже, где цирковая труппа из Советского Союза находилась с гастролями: сделал стойку на одной руке на третьем ярусе Эйфелевой башни, высота которой достигала на тот момент 312 м, амплитуда колебаний – трёх метров. До Попова 24 акробата с мировыми именами разбились здесь насмерть, делая стойку на двух руках.