БИРОБИДЖАН, 11 января, «Город на Бире» – 11 января 2018 года в Городском дворце культуры Биробиджан прощался с Янкелем Ароновичем Шнайдерманом. Горожане его чаще звали Яков Аронович, но это уже традиция называть людей так, как удобнее окружающим. Почётный гражданин Биробиджана ушёл из жизни 5 января на 87-м году.
Почему-то именно на этих похоронах люди, пришедшие попрощаться с бывшим директором обувной фабрики, вспоминали о том, как проходили похороны раньше, во времена духовых оркестров и похоронных маршей. Шла по городу процессия, и все, кто хотел, вставал в колону, и шли долго, долго... Здесь всё было по-другому. Гроб с телом Почётного жителя Биробиджана стоял в центре зала, зал наполнялся людьми, а столы, стоящие напротив гроба, наполнялись цветами. Молодёжи среди присутствующих было немного - всё больше людей среднего возраста и старше.
Яков Аронович большую часть жизни посвятил обувной фабрике, которую, отчасти, и построил сам. Полковник милиции в отставке Валерий Куликов подошёл и сам спросил, не нужна ли мне жизненная история, которая как нельзя точно характеризует Янкеля Ароновича.
- Я пятнадцатилетним парнишкой пришёл работать на обувку, был рабочим, но мечтал стать лётчиком. Учился в вечерней школе, а когда пришло время, подал заявление в военное лётное училище. Оформил документы и пошёл увольняться. А директор фабрики Яков Аронович мне и говорит: «Не пущу я тебя! Ты хорошо работаешь - зачем уходить?» Я испугался, что не отпустит, так и не поступлю, и пришёл к директору уже с офицером военкомата. Тогда только и узнал, что Яков Аронович просто так пошутил. 25 лет я служил, затем работал начальником вневедомственной охраны. Однажды заходит ко мне секретарь и говорит, что ко мне на приём пришёл Шнайдерман. Я буквально выбежал из кабинета навстречу к нему. Это же один из самых уважаемых людей города ко мне пришёл!
Бывший рабочий обувной фабрики Евгений Шишмарёв вспомнил, как на предприятии директор активно решал вопросы санаторно-курортного лечения рабочих, выделения квартир, а ещё на фабрике была замечательная художественная самодеятельность, спортивные команды, и на это руководитель никогда не жалел средств.
- Весёлый и жизнерадостный человек,- вспоминал о Якове Ароновиче Валерий Гершкович, ныне работающий директором городского дома ветеранов. - Любил шутки и песни. Он знал немного песен, но все они были весёлые.
На траурном митинге выступили губернатор области Александр Левинталь, мэр города Евгений Коростелев, представители общественности... Говорилось много и правильно о достоинствах Янкеля Шнайдермана, но самое ценное было не в официальных речах. Люди все больше по-житейски отмечали, что директор, руководитель двухтысячного коллектива, знал всех рабочих по именам и фамилиям, знал, чем они живут и какие у них проблемы.
- Сейчас таких нет или их осталось очень немного,- звучало из уст разных людей.
Так, наверное, и формируется Светлая память о человеке. Она начинается ещё задолго до того, как он уйдёт из жизни.
Светлая память Янкелю Ароновичу Шайдерману, подарившему свою замечательную жизнь нашему городу.
Александр Драбкин