Главный медийный персонаж этой истории – бывший директор гимназии Валентина Мильгром – тоже подавала документы на конкурс. После объявления итогов она согласилась ответить на несколько вопросов корреспондента «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 13 января, «Город на Бире» - В шумном процессе выборов директора биробиджанской гимназии № 1 поставлена точка. 29 декабря конкурсная комиссия признала победителем педагога школы № 11 Вячеслава Тетюева. С уверенностью можно сказать, что никогда ещё вопрос о руководстве городской школы не приобретал такой резонанс. Интерес к этим выборам был, пожалуй, больше, чем к губернаторским, и уж тем более – к мэрским. Сложности процедуры назначения директора изучили не только журналисты, педсостав учебного заведения и родители гимназистов, но и биробиджанцы, которые никоим образом не связаны со сферой школьного образования.
Учителям принято дарить цветы. К сожалению, в январе 2019-го поздравить Валентину Владимировну Мильгром не с чем.
– Зачем Валентина Владимировна Мильгром снова решила стать директором школы, если у неё сложились непростые отношения с городской администрацией?
– На этот вопрос я ответила в своём мотивационном письме. Если коротко, когда я вышла на работу в первый день после больничного, ко мне подошла учительница, которая проработала много лет. Признаюсь, во время моего руководства гимназией у нас с ней далеко не всегда было взаимопонимание. Она спросила, собираюсь ли я выставлять свою кандидатуру на выборы. Я ответила, что пока не знаю. На что она сказала, что я обязательно должна это сделать. И таких людей было немало. И программу, которую я представила на конкурсе, мы начали реализовывать ещё в прошлом учебном году. Над ней работала и большая часть администрации гимназии, и творческая группа учителей. Этим людям, которые для меня очень много сделали, которые поддерживали меня, я была просто обязана. Второе – это моя семья. Родители, дети, муж – все поддерживали меня в этом решении, хотя они видели, как мне тяжело. Ну и третья «причина» – это я сама. Ну не могу я по-другому! Говорят, лучше попробовать сделать и пусть у тебя не получится, чем потом жалеть, что даже не попытался.
Из мотивационного письма Валентины Мильгром:
«Год директорства дорогого стоит. Может быть, это звучит нелепо, но именно благодаря жалобам персонала, родителей, многочисленным проверкам прокуратуры, других надзорных органов и комиссий, я получила колоссальный опыт».
– Как вы оценивали свои шансы на победу? Кого считали фаворитом конкурса? Удивил ли вас его итог?
– Когда я увидела новое положение о конкурсе, которое было принято 27 декабря, я сразу поняла: волноваться абсолютно не стоит, шансов у тебя, Валентина Владимировна, победить в этом конкурсе ноль целых одна десятая процента, потому что полностью изменилась система голосования. В предыдущем конкурсе кандидат оценивался по двум ведомостям: личностные качества и программа развития, где чётко были прописаны индикаторы, была балльная система. По новым правилам ничего этого не было. Каждому члену комиссии был выдан бюллетень, где он отметил человека, который должен стать директором гимназии. Причём делалось это тайным голосованием, без подписи члена комиссии. Фаворитами я считала Вячеслава Тетюева и Диану Янину. Не готова говорить о серьёзности намерений Ирины Хлудеевой.
– Конкурсанты имели возможность ознакомиться с программами других кандидатов на должность директора?
– К сожалению, кандидаты не имели возможности слушать программы друг друга. Поэтому судить можно только по тому, как слушали тебя и что ты сам представлял.
Из мотивационного письма Валентины Мильгром:
«Умение находить общий язык с детьми разных возрастов, ладить как с первоклассниками, так и с выпускниками, причём взаимоотношения должны быть основаны на взаимном доверии, уважении. А уважение учащихся заработать сложнее, чем взрослых».
– Обсуждали ли члены комиссии программы кандидатов, задавали ли вопросы? Что спрашивали лично у вас?
– В рамках конкурса также проходила аттестация кандидатов. Каждый конкурсант приглашался отдельно, на каждого отделом образования было подготовлено представление, которое зачитывалось в присутствии кандидата перед членами комиссии. Когда зачитывали моё представление, я подумала, что мне пора вручать знак «Отличник народного просвещения». Потом было голосование, и нас всех пригласили и объявили, что мы успешно прошли аттестацию. Потом каждый представил свою программу развития гимназии. После этого члены комиссии задавали вопросы. Иногда были интересные. Меня, например, спрашивали о возможности оптимизировать управленческий аппарат гимназии и почему гимназия выбрала технические и естественно-научные направления, ведь традиционно гимназия предполагает гуманитарный уклон... Но в основном вопросы были не по программе развития, а о моей предыдущей деятельности, когда я занимала должность директора. У меня сложилось впечатление, что процедура аттестации продолжается, и, видимо, знака «Отличник народного просвещения» мне пока не видать.
Из мотивационного письма Валентины Мильгром:
«Иногда мне кажется, что за 2017/18 учебный год я прожила целую жизнь. Ни разу не засомневалась, что сделала правильный выбор, когда решила стать директором. И сейчас не сомневаюсь. Трудно, но очень интересно».
– Многие биробиджанцы, в том числе и сотрудники газеты «Ди Вох», считают, что проводить конкурс в последний рабочий день года не самая лучшая идея. А вы как думаете?
– О том, что заседание комиссии назначено на 29 декабря, я узнала накануне. В 11 часов у меня заканчивался рабочий день, мы с ребятами провели классный час, сделали уборку, и в это время мне звонят и говорят: «Валентина Владимировна, завтра заседание комиссии». Причём положение о конкурсе было опубликовано в «ЭСМИГ» в этот же день, 28-го числа. На мой взгляд, это не совсем уважительно ни по отношению к конкурсантам, ни, тем более, к членам конкурсной комиссии. Процедура поменялась существенно, а им о заседании объявили всего за день. Некоторые меняли планы, кто-то сдавал билеты. Я благодарна всем членам комиссии за то, что они нашли возможность присутствовать на этом конкурсе. Сама же я ещё раз перечитала программу и подготовила своё выступление.
– Ваши планы на ближайшее будущее по-прежнему связаны с первой гимназией или вы готовы сменить место работы?
– Я работаю учителем младших классов, у меня 4-й «Г». Я очень надеюсь, что смогу выпустить этих ребят – нам осталось всего две четверти. У меня обязательства и перед этими детьми, и перед их родителями. В другой ситуации, может быть, я и приняла бы кардинальное решение. Как бы то ни было, наша школа – в статусе гимназии или без него – ещё долгое время останется лучшим общеобразовательным учреждением ЕАО. Я в этом уверена, потому что фундамент гимназии, традиции, принципы – всё это было заложено многими поколениями руководителей и учителей гимназии.
Расспрашивал Олег КОТОВ