Такого Никиты Иванова больше нет. Сейчас парень прикован к кровати и существует только благодаря заботе родных.
БИРОБИДЖАН, 1 октября, «Город на Бире» — Это преступление не одобрили бы даже на зоне. Мошенники по поддельным документам сняли с банковского счёта три миллиона рублей, предназначенных на лечение и реабилитацию беспомощного 25-летнего парня. Там говорят: «Бог не фраер – всё видит». То есть даже преступники признают, что есть проступки, за которые не только на земле спросят по полной, но и на небесах отвечать придётся.
БИРОБИДЖАНЕЦ Никита ИВАНОВ проходил службу по контракту в Мурманске, в подразделении береговой охраны ФСБ России. В 2016 году он получил тяжёлую черепно-мозговую травму, долго лежал в коме, а когда вышел из неё, предстал перед близкими беспомощным, обездвиженным человеком, глядя на которого нельзя сделать однозначный вывод, узнаёт ли он родных, понимает ли происходящее вокруг. Один из судов Москвы признал парня недееспособным и назначил ему попечителя. Отныне все решения за Никиту принимает его отец Игорь Николаевич ИВАНОВ. Федеральная служба безопасности перевела на счёт Никиты в Сбербанке три миллиона рублей, которые предполагалось потратить на его лечение и реабилитацию.
К родительской боли за ребёнка привыкнуть нельзя, но можно научиться с ней жить. Игорь Николаевич и его супруга Валентина Викторовна привезли мальчика в Биробиджан и по очереди находятся при нём. Теперь в их привычном распорядке только два важных пункта: работа и уход за больным.
11 июня 2019 года Никита находился у себя дома в Биробиджане в состоянии, именуемом медициной вегетативным, то есть не приспособленным вообще к каким-либо действиям. Ни он, ни его близкие не могли знать, что в это же время некий мужчина предъявляет паспорт на имя Никиты Игоревича Иванова питерскому нотариусу. В конторе он заключил договор займа с гражданином Сычёвым Максимом Александровичем. В документе указано, что Иванов одолжил у Сычёва три миллиона рублей и обязуется отдать их в течение десяти дней, а если он этого не сделает, то Сычёв вправе предъявить договор к взысканию, да ещё получить с должника сто тысяч рублей за просрочку. Нотариус удостоверил личности участников и их
дееспособность. Как вы, наверное, уже догадались, настоящий гражданин Сычёв, житель Красноярска, тоже не был в курсе происходящего. Фотографии в паспортах мошенники заменили.
СПУСТЯ десять дней лже-Сычёв в Санкт-Петербурге обратился к тому же нотариусу с заявлением выдать документ, который называется «исполнительная надпись». Он предъявил её в банк и на законном основании потребовал взыскать с Иванова долг и пени. Как ни странно, банк требование мошенника незамедлительно исполнил. Не смутило даже то, что в заявлении Сычёва в качестве должника издевательски фигурирует «Никита Сергеевич», а не «Никита Игоревич». Деньги со счёта были списаны, о чём банк добросовестно и официально уведомил попечителя Никиты – Иванова Игоря Николаевича. Извещение отец получил через три дня после того, как преступники завладели суммой в 3 111 000 рублей. Естественно, он тут же обратился за разъяснениями в областное управление опеки и попечительства и Сбербанк, заблокировал оставшиеся счета, написал заявление в полицию. В его руках оказалась даже копия паспорта получателя денег. На фото – приличный с виду человек вполне интеллигентной наружности.
Но, знаете, мошенники редко выделяются внешностью среди порядочных людей.
– Я не мог понять одного: почему именно нам достались все несчастья одновременно?! – с горечью вспоминает Игорь Николаевич. – Я думаю, что люди, совершившие хищение, знали не только о том, чьи деньги лежат на счёте. Они знали, что средства длительное время находятся без движения, то есть рассчитывали, что их не хватятся сразу.
МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что соучастников преступления было не менее трёх: гражданин, назвавшийся и предъявивший документы на имя Сычёва; мужчина, сыгравший роль заёмщика, то есть Никиты; и сотрудник одного из отделений Сбербанка в Санкт-Петербурге. Только банковский служащий мог передать информацию о наличии счетов на имя Никиты, его персональные данные и сведения о том, что клиент нескоро среагирует на хищение. Теоретически возможен хакерский взлом банковской сети, но это крайне маловероятно. В простую халатность и неграмотность верится с трудом.
Председатель нотариальной палаты ЕАО Влада ЕВТУШЕНКО, к которой Игорь Иванов пришёл за помощью и консультацией, обратила внимание на умышленное, как ей кажется, нарушение действующего законодательства.
– Девяносто третья статья «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» говорит, что взыскание по исполнительной надписи должно производиться в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений. Это означает, что деньги должны были быть взысканы через судебных приставов, которые в свою очередь обязаны были официально предложить должнику вернуть деньги добровольно, – объяснила Влада Маеровна. – Естественно, в этом случае афера стала бы очевидной.
Удивительно, но Никита Иванов, лишённый дееспособности по суду, не значится в специальном государственном реестре. Это означает, что даже самый добросовестный нотариус, сделав соответствующий запрос, не смог бы узнать о том, что к нему обратился не тяжело больной человек, а участник мошеннической схемы с поддельным паспортом. Как это произошло, надеюсь, установит предварительное следствие по уголовному делу, возбуждённому в Санкт-Петербурге по ч. 4 ст. 159 УК РФ – мошенничество, совершённое организованной группой либо в особо крупном размере.
Отдадим должное Сбербанку. Там, видимо, оперативно разобрались в ситуации и сделали должные выводы. 23 августа 2019 года все деньги, снятые со счёта Никиты Иванова, были возвращены владельцу.
Остаётся верить в профессионализм оперативных подразделений полиции, которые смогут найти и обезвредить особо опасных преступников. Если верить отцу Никиты, только в нашем городе это второй подобный случай.
Александр ДРАБКИН