«Большие гастроли» в Биробиджане вновь не собрали полных залов


Принц Оскара Уайльда хоть и счастливый, но очень грустный.

Журналист «Ди Вох побывал на постановках Московского театра юного зрителя.

БИРОБИДЖАН, 27 мая, «Город на Бире» - Три дня продолжались гастроли в Биробиджане Московского театра юного зрителя. Для любителей искусства Мельпомены эти дни превратились в праздник. Спектакли одного из лучших российских театров, да ещё и в том же оформлении, что и на основной сцене, – событие для отдалённого от столицы города экстраординарное. И состоялось оно благодаря проекту «Большие гастроли».

САМА ПРОГРАММА действует уже пятый год подряд. Биробиджан вошёл в неё в третий раз. В позапрошлом году к нам приезжал Ярославский драматический театр им. Волкова. В прошлом – Российский академический молодёжный театр (РАМТ). И вот теперь – МТЮЗ. Проект осуществляется Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности под эгидой Минкульта РФ.

«Большие гастроли» требуют и больших затрат. Показ спектаклей с полноценными декорациями, костюмами, полным актёрским составом – одно из условий участия театра в программе. Как рассказал мне администратор МТЮЗа Сергей МАКСИМЕНКО, оформление и костюмы для трёх спектаклей доставлялись из Москвы на двух фурах: одна – восьмиметровая, другая – 14-метровая. Расстояние от столицы до Биробиджана они преодолели за десять дней.

Основную часть этих расходов взял на себя упомянутый Федеральный центр. Он же оплачивает проезд труппы. В Биробиджан в этом году приезжали 44 тюзовца. Это не только артисты, но и помощник режиссёра, осветители, звуковики, костюмеры, гримёры, рабочие сцены. Местные власти должны были оплатить только проживание в гостинице и распространить билеты. Их стоимость можно считать почти символичной – 300-400 рублей. На антрепризные спектакли, в которых на сцене вместо декораций порой два стула и стол, взятые в одном из кабинетов филармонии; на концерты так называемых звёзд, поющих «под фанеру», они в разы дороже.


«Вариации тайны» от Валерия Баринова и Игоря Гордина.

ОСЕНЬЮ 2017 года в рамках программы было открыто направление «Большие гастроли для детей и молодёжи». В прошлом году в нём приняли участие сто театров! В том числе, кстати, и театр-студия «Образ» из Биробиджана.

МТЮЗ приехал к нам как раз в рамках этого направления. Созданный почти сто лет назад, театр был первым, рассчитанным именно на юного зрителя. Разумеется, в советские годы его главной задачей было идеологическое воспитание подрастающего поколения. Однако он был и одной из главных площадок, приобщавших ребят к театру.

В 1987 году МТЮЗ возглавила Генриетта Яновская. Вслед за ней в коллектив пришёл её муж – выдающийся режиссёр Кама Гинкас. С тех пор эта творческая пара в содружестве со сценографом Сергеем Бархиным вывела МТЮЗ в ряд самых интересных творческих коллективов России, известных во всём мире.

– Наш театр – рекордсмен по количеству номинаций на премию «Золотая маска», – с гордостью сообщила журналистам на пресс-конференции, проходившей перед началом гастролей в Биробиджане, директор МТЮЗа Ирина СЛЮСАРЕВА. – Да и по количеству присуждённых премий мы в числе первых.

Биробиджанцы получили возможность увидеть две постановки Гинкаса – Бархина. Открылись гастроли «Счастливым принцем». Этот необычный полуторачасовой спектакль Кама Миронович поставил в 2000 году, и он был подарком любимой жене к её юбилею. В его основе – небольшая и очень грустная сказка Оскара Уайльда о самопожертвовании, любви, щедрости. Описывать этот поэтический спектакль прозой – зряшное дело. Разве что стихами Булата Окуджавы:

Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел.

Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.

Я не то чтобы от скуки – я надеялся понять,

Как умеют эти руки эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,

Из какой-то там фантазии, которой он служил?

Конечно, чтобы воспринимать такой поэтический язык, нужен особый настрой, да и зрительская культура. В афишах поставлен возрастной ценз 12+. Но, думаю, что чутким к красоте детям помладше спектакль понятен, а более взрослых зрителей оставляет равнодушными.

Зато «Вариации тайны», кажется, понравились всем. Зал был почти полон благодаря, прежде всего, участию известных актёров Валерия Баринова и Игоря Гордина. Любопытна и пьеса французского и бельгийского писателя Э.-Э. Шмитта, сюжет которой держит зрителя в напряжении. Обращение к ней Гинкаса, лучшие спектакли которого основываются на произведениях классиков: Пушкина, Чехова, Гоголя, Шекспира, Достоевского, Ибсена, – необычно.

– Пьеса «Загадочные вариации» – добротное коммерческое произведение. Написана она была для Алена Делона и долгие годы шла на одной из парижских сцен, – рассказал мне Валерий БАРИНОВ*. – Она очень популярна во всём мире. Только в Москве шло несколько спектаклей с известными актерами. Кама долгое время морщился, когда ему предлагали поставить её. Потом вдруг вызвал меня и Игоря и сказал, что будет ставить «Вариации» с нами. Мы, да и все в театре, были уверены, что мне он даст роль писателя, а Гордину – мужа. Но Гинкас решил наоборот и, как всегда, оказался прав.

«Что есть любовь? Что есть женщина? И что делает любовь с человеком, попавшим в её силки?», – этими вечными вопросами задался выдающийся режиссёр, подняв уровень разговора со зрителем на философский уровень.

Возрастной ценз спектакля «Пингвины» – 6+. Плюс здесь очень точен, потому что это замечательное представление захватывает всех. Со мной сидела бабушка с двумя внуками, которые, кажется, ещё не достигли указанных шести лет, но детишки восторженно принимали всё, что происходило на сцене. А между тем пьеса немецкого драматурга Ульриха Хуба «У ковчега в восемь» задаёт сложнейшие вопросы: о Боге, о дружбе, о жизни и смерти. Но всё действие проходит в веселье, музыке. Три пингвина, угодившие на Ноев ковчег, где были собраны все твари по паре, и Голубка смешны и трогательны. А артисты явно получают удовольствие от участия в этой фантасмагорической истории, поставленной режиссёром Женей Беркович.

ТРЕТЬИ «Большие гастроли» в Биробиджане, как и предыдущие, и это уже было сказано в начале, стали незабываемым культурным событием нашего города. Однако и на сей раз можно было с грустью констатировать, что этот праздник прошёл мимо большинства биробиджанцев. Конечно, можно пожалеть тех, кто лишает себя такого удовольствия, как поход в театр на хороший спектакль. Но так ли уж пассивны все потенциальные зрители? Мне кажется, стоит предъявить претензии и организаторам гастролей с нашей стороны.

Пустыми креслами, а то и целыми рядами кресел зиял зрительный зал филармонии и два предыдущих приезда лучших театров страны. И как потом признавались многие, они просто не знали о спектаклях. Из этого можно было извлечь уроки. Но в городе и в предыдущие годы, и в этом не было ни одной афиши.

– Нас это очень удивило, – признался Сергей Максименко. – В других городах – и афиши, и растяжки с информацией о «Больших гастролях» над улицами. А у вас рекламные тумбы залеплены старыми афишами о цирковом представлении да об антрепризном спектакле.

Управлению культуры совместно с комитетом образования ЕАО можно было поработать и со школами, детскими садами, организовать массовые выходы в театр классами, старшими детсадовскими группами. Честное слово, потом об этом не пожалели бы ни ребята, ни педагоги!

Михаил КЛИМЕНКОВ

* Интервью с Валерием Александровичем Бариновым читайте в одном из ближайших номеров «Ди Вох».

Joomla SEF URLs by Artio
 
1