«Вариации тайны» от Валерия Баринова и Игоря Гордина смогли увидеть биробиджанцы в 2018 году.
БИРОБИДЖАН, 22 мая, «Город на Бире» — В мае в рамках «Больших гастролей» в Биробиджан должен был приехать один из ведущих московских театров «Школа современной пьесы», которым руководит известный режиссёр Иосиф Рейхельгауз. Об этом было объявлено на открытии российского Года театра. Однако эти долгожданные гастроли не состоятся.
– Как нам сообщили в Федеральном центре поддержки гастрольной деятельности, который организует «Большие гастроли», в этом году изменены условия финансирования выездов российских театров в разные регионы, – рассказала начальник управления культуры правительства ЕАО Елена БОЛТЫБАЕВА. – Поддержку получат гастроли только театров федерального подчинения. «Школа современной пьесы» – региональный, московский.
Общероссийская программа «Большие гастроли» работает шестой год. В её рамках провинциальные зрители получили возможность увидеть лучшие спектакли ведущих театров страны. Гастроли проходят с полноценными декорациями, костюмами, полным актёрским ансамблем. Их перевозку и проживание оплачивает Министерство культуры РФ через Центр поддержки гастрольной деятельности. Небольшую часть (гостиница, питание) берут на себя регионы. Что очень важно, цены билетов на спектакли значительно ниже, чем на стационарных площадках.
Список городов, в которые выезжали именитые театры, постепенно расширялся. Биробиджан вошёл в программу четыре года назад. Мы получили возможность увидеть спектакли знаменитого Ярославского театра драмы имени Фёдора Волкова, Российского академического молодёжного театра (РАМТ) и Московского ТЮЗа. Всё это – ведущие коллективы страны. Для театралов города, которые вынуждены утолять свой интерес к искусству Мельпомены, посещая в основном антрепризные спектакли, в большинстве своём низкого качества, «Большие гастроли» стали глотком свежего воздуха. Приезда театра Рейхельгауза, в котором блистали и блистают замечательные актёры, ждали с нетерпением.
Увы! Как информирует «Новая газета», в предыдущие годы «расходы на перевозку декораций, труппы, техническое обеспечение “Большие гастроли” брали на себя. Сейчас вместо аттракциона цивилизованной щедрости предложено все затраты возложить на плечи региональных властей. Но ни театры, ни тем более регионы к этому не готовы. Итог экономии: одни театры отказываются от гастролей, в которых каждую копейку придётся выбивать, другие – просто лишились права и возможности куда-либо ехать».
Таким образом, Биробиджан – не единственный город, в который «Большие гастроли» могут не добраться. Но от осознания этого факта не легче.
– В Федеральном центре поддержки гастрольной деятельности обещают, что они найдут возможность провести у нас гастроли, – «утешила» Елена Болтыбаева. – Правда, это точно не будет театр Рейхельгауза. В мае это вообще нереально. Возможно, осенью к нам приедет какой-нибудь коллектив из города, расположенного поближе.
Михаил КЛИМЕНКОВ