Шестого дня месяца сивана в 2448 году от сотворения мира (1512 год до н. э.) евреи получили Тору
БИРОБИДЖАН, 20 января, «Город на Бире» – Во второй книге Торы, которая называется Шмот (Шемот), а в некоторых переводах – Книга Исхода, описываются события от начала порабощения евреев фараоном, «не знавшим Иосифа», до исхода их из Египта, всего около 130 лет. В ней даны важнейшие основы, на которых строится жизнь как еврейского общества в целом, так и отдельных людей. Ведь именно после исхода из Египта евреи получили от Вс-вышнего важнейшие заповеди, законы основных праздников.
КНИГА II. Шмот (Книга Исхода)
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Шмот (И вот имена…)
Все дети Яакова, благодаря помощи их младшего брата Йосефа, счастливо живут в Египте. «Сыны Израиля плодились, и размножались, и стали очень многочисленны и сильны – и наполнилась ими страна». Новый фараон не знаком с Йосефом и ему совсем не нравится сложившаяся ситуация. Он решает перехитрить евреев и сделать их своими рабами. «И горькой сделали жизнь их тяжким трудом над глиной и кирпичами, всяким трудом в поле, и вообще всякой работою, к какой жестоко принуждали их». Но фараону этого мало, он приказывает еврейским повитухам Шифре и Пуа умерщвлять всех еврейских мальчиков. «Но повитухи боялись Всесильного, и не делали, как сказал им царь Египта, и помогали детям остаться в живых». Тогда фараон приказывает своему народу: «Всякого новорожденного мальчика бросайте в Нил, а всякой девочке – дайте жизнь!». У Йохевед, дочери Леви, и её мужа Авраама рождается сын. Три месяца родители скрывают младенца, но потом, видя сложность ситуации, мать кладет его в осмолённую корзину из папируса и ставит в камышах на берегу Нила. Дочь фараона находит ребёнка и понимает, что он из детей евреев. Для мальчика быстро находят кормилицу-еврейку, а когда он вырастает, дочь фараона даёт ему имя Моше и нарекает своим сыном. «И было – в те дни, когда вырос Моше и вышел к братьям своим, – увидел он их тяжкий труд, и увидел, как египтянин избивает еврея, из братьев его. И посмотрел он туда и сюда, и увидел, что нет никого, и убил египтянина, и скрыл труп в песке». На следующий день он видит двух повздоривших евреев. В ответ на упрек Моше они говорят: «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Или ты помышляешь убить меня, как убил ты египтянина?» Моше, опасаясь возмездия фараона, вынужден бежать в Мидьян. Он сидит там у колодца, и в это время туда же за водой приходят семь дочерей правителя этой страны. Моше защищает девушек от нападения пастухов, а потом женится на одной из сестёр – Ципоре, и поселяется там. У него рождается сын Гершом. В это время в Египте умирает фараон, и евреи ещё больше стонут от непосильной работы. Однажды их стенания слышит Вс-вышний. «И вспомнил Всесильный союз свой с Авраамом, с Ицхаком и Яаковом». Моше пасёт скот своего тестя. У горы Синай Б-г являет себя ему в пламени «из куста ежевики», который горит, но не сгорает. Вс-вышний говорит пастуху: «Увидел я бедствие народа моего, который в Египте, и услышал вопль его из-за его притеснителей, ибо познал я боль его. И сошёл я спасти его из-под власти Египта и привести его из той страны в страну прекрасную и просторную – страну, текущую молоком и мёдом». Б-г посылает Моше к фараону, чтобы тот вывел сынов Израиля из Египта. И даёт ему три знамения, которые помогут израильтянам уверовать в правильность слов Моше. «Итак, иди, и я буду повелевать твоими устами и укажу тебе, что говорить». Моше возвращается к своему тестю и говорит, что отправляется к братьям. «И ответил Итро Моше: «Иди, возвратись в Египет, ибо умерли все люди, стремившиеся лишить тебя жизни». По пути в Египет Моше вместе с женой и сыном устраиваются на ночлег, и за то, что он отсрочил таким образом выполнение заповеди, Б-г решает убить главу семейства, наслав на него смертельную болезнь. Но Ципора «взяла острый нож, и обрезала крайнюю плоть сына своего», то есть выполнила заповедь обрезания первенца. За это Вс-вышний оставляет Моше в живых. В Египте Моше вместе со своим братом Аароном выступают в роли ораторов: собирают старейшин Израиля и говорят им, что время освобождения пришло. Народ верит посланникам, но фараон против того, чтобы просто так отпустить рабов на свободу. Он говорит: «Кто такой Бог, чтобы я послушался его и отпустил Израиль? Не знаю я Бога, и Израиль тоже не отпущу!» И ещё больше ужесточил фараон условия труда для евреев. Евреи сказали Моше и Аарону: «Взглянет Б-г на вас и осудит – за то, что сделали вы нас омерзительными в глазах фараона и в глазах его слуг, за то, что меч вы вложили в их руки, чтобы убить нас!» Моше задает этот же вопрос Вс-вышнему и получает ответ, что перемены уже близко.
Время зажигания субботних свечей
Пятница, 20. Январь, 2017 (22. Тевет, 5777). Зажигание свечей в 17:29.
Суббота, 21. Январь, 2017 (23. Тевет, 5777). Исход Шаббата в 18:40.
Во время зажигания субботних свечей произносится молитва:
Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Ашер Кидешану Бэмицвотав Вэцивану Лэадлик Нэр Шель Шаббат Кодеш.
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Священной Субботы.
Рубрику ведёт Вера КРАВЕЦ