Заместитель директора областной филармонии дал интервью газете «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 13 июня, «Город на Бире» – Слово «волонтёр» в русском языке долго не приживалось. До ХIХ века включительно больше приветствовалось русское слово «доброволец», что в принципе одно и то же, но, куда деваться, мода нынче такая – заменять русские слова иностранными. «Волонтёр» (от латинского voluntarius – добровольный) – это человек, добровольно и безвозмездно занимающийся общественно полезной деятельностью.
Что-то вроде советских тимуровцев. Обычным волонтёром сейчас стать нетрудно. Запишись в любую общественную организацию – и помогай старикам, ищи без вести пропавших, спасай собак, сажай деревья... Стать волонтёром на спортивных соревнованиях мирового уровня куда сложнее. Туда всех подряд не берут. Шмырова взяли. Впервые мы общались не о театре, не о концертах и не о проблемах нашей культуры в целом.
– Денис Николаевич, вы сами-то в футбол играете?
– Конечно. Всё детство во дворе играли – до первой звезды, как говорится, пока домой не позовут. Первенство «Кожаный мяч» никогда не пропускал. Жил в Находке – занимался в футбольной школе «Океан». Здесь, в области, играл в облученской команде «Локомотив». Сейчас я больше болельщик. Люблю «Спартак», но по возможности стараюсь смотреть вообще все матчи. Сам сейчас не играю из-за травмы колена, которую, кстати, именно на поле и получил.
– Как режиссёр и один из руководителей серьёзного учреждения стал волонтёром?
– Я не состою ни в каких волонтёрских организациях, но это настроение – делать полезные дела добровольно и безвозмездно – присуще людям, которые меня окружают. Мы играем бесплатные спектакли для детей из интернатов, малообеспеченных семей, инвалидов. Собираем для них же рождественские подарки – на свои деньги при помощи спонсоров.
– Что вам подсказало идею поехать в качестве волонтёра на ЧМ по футболу?
– В 2009 году было объявлено, что наша страна будет принимать чемпионат мира, а в 2010-м у меня родился сын Даниил. В тот же день я заказал две футболки сборной России – себе и сыну. На одной написано «Шмыров 25 регион» – я родился и вырос в Приморье. На футболке сына – то же самое, только регион 79, где родился он. Тогда же я сказал сам себе: «Не знаю, сколько это будет стоить, но такое событие пропустить нельзя!» Тогда у нас была мечта поехать на чемпионат всей семьей. Финансовые и мировые катаклизмы нашу семью не обошли, но мечта осталась. В 2015 году был объявлен волонтёрский конкурс. Нужно было зарегистрироваться на сайте «Волонтёры ФИФА», заполнить анкету, написать эссе, где убедительно рассказать о себе, о том, почему ты хочешь поработать на чемпионате. Это был самый простой этап. Потом начались вебинары, собеседования, экзамен по английскому языку. Для меня всё это проходило в режиме онлайн, так как выехать лично я не мог. Я изначально выбрал направление работы «Церемонии», так как я по роду своей деятельности связан с организацией праздников. Самым тяжелым было онлайн-собеседование, которое проводил маститый психолог, его вопросы были достаточно каверзными. Английским я дополнительно не занимался, использовал запас, полученный в школе и институте. Есть у меня такая особенность: когда попадаю в среду, где нет русского языка, автоматически начинаю ориентироваться в английском, вспоминаю давно забытые слова и выражения.
– Пришлось ли в ходе этой подготовки усваивать какие-то дополнительные знания?
– Естественно. Необходимо было изучить историю чемпионатов мира, структуру, составы сборных команд. Сейчас в Ростове-на-Дону, куда я поеду, необходимо будет внимательно изучить сам спортивный объект, где придётся работать. Огромный стадион нужно знать как свои пять пальцев: расположение помещений, трибун...
– Что будет входить в ваши непосредственные обязанности?
– Поскольку церемониальные мероприятия будут проходить только Санкт-Петербурге и Москве, в Ростове-на-Дону мне предложили обеспечивать сервис для зрителей. Чем конкретно придётся заниматься, я ещё не знаю. Всё будет решаться на месте.
– Какие условия проживания обещают?
– Оргкомитет чемпионата берёт на себя обеспечение волонтёров брендированной экипировкой, жить мы будем в одном из общежитий Донского государственного университета, питание для нас организуют только в периоды работы. Всего мне нужно будет отработать пять игр, то есть пять рабочих смен. Однако не факт, что мне удастся посмотреть все матчи – стадион большой, и где именно придётся работать, неизвестно.
– Хочется взять с собой сына?
– Вы знаете, Даниил, в отличие от меня, футболом не болеет. Его больше заряжает хоккейная динамика.
– Чем лично для вас важна эта поездка?
– Это моя мечта. Я поставил себе цель – я её достиг. Участие в мероприятиях такого уровня, когда счёт идёт на десятки тысяч участников, – это бесценный опыт организационной работы. Я режиссёр, а он, в первую очередь, организатор. Когда мы в Биробиджане встречали сочинский олимпийский огонь, я был организатором финального шествия. Всё происходило на нашей Театральной площади. У меня вообще есть задумка возродить театр улиц и площадей – как это было в Советском Союзе. И, конечно же, для меня в любой поездке очень важны новые знакомства.
– Не могу не спросить: каковы, на ваш взгляд, перспективы российской сборной?
– Если честно, состав слабый. Курс какой-то не тот, команда, на мой взгляд, беззубая. Нет сейчас той здоровой агрессии, какая была при Гусе Хиддинке на чемпионате Европы, где мы взяли третье место. И всё равно хочется верить, что в домашнем чемпионате стены помогут.
Беседовал Александр ДРАБКИН