В интервью газете «Ди Вох» бывшая биробиджанка отметила, что в Биробиджане дети гораздо самостоятельней, чем в Москве.
БИРОБИДЖАН, 15 мая, «Город на Бире» –Когда речь идёт о переезде в столицу нашей необъятной родины, так поразительно удалённой от местной тмутаракани, я начинаю икать и задыхаться. Потому что сама в Москву категорически не хочу, не вписываюсь в интенсивный поток, и о том, как там живут понаехавшие, узнаю только из интернета. Но недавно мне представилась чудная возможность поговорить с Марией Воропаевой. Бывшая биробиджанка сейчас живёт и строит политическую карьеру в Москве. Совсем недавно она стала председателем молодёжного парламента при Госдуме.
– Многим нескольких часов в сутках не хватает, чтобы всё успеть. А у вас это получается. Откройте секрет, как?
– Кажется, Конфуций сказал: «Найди себе работу по душе, и тебе никогда не придётся работать». Вот и у меня что-то из этой оперы. Мне нравится заниматься тем, чем я занимаюсь. Конечно, и по вечерам, и в выходные приходится работать, и по командировкам мотаться.
Коренные москвичи, как правило, инертные, их очень трудно чем-то зажечь, увлечь. Так что столицу всё-таки движут люди, которые приезжают из регионов. Это не мультимиллионеры, а те, кто реально пашет. Хотя кто-то со временем может и перейти в их разряд. Когда ты попадаешь в тот поток, ничего не остаётся, кроме как соответствовать ему либо бежать ещё быстрее. После жизни в маленьком городе сделать это достаточно трудно. Но сейчас вокруг много тех, с кого можно брать пример. Некоторые мамы одноклассников моего сына успевают не только заниматься с детьми, возить по секциям, но и вести собственный бизнес, при этом хорошо выглядеть. Дети очень дисциплинируют, ты в тонусе с самого утра. Большой плюс, что Серёжа находится в школе до шести вечера. Это не значит, что, забрав его из школы, я сразу превращаюсь в домохозяйку. Нет, я достаточно мобильна, чтобы и уроки с ребёнком делать, и рабочие вопросы решать по телефону, и приготовить ужин.
Еду мы готовим исключительно дома, не заказываем. Сегодня женщинам, по сравнению с нашими мамами, гораздо проще: много техники, которая облегчает жизнь. И, конечно, поддержка мужа много значит, он мне во всём помогает – от готовки до уборки.
Плюс одно дерево в личном зачёте. 29 апреля в биробиджанском парке с сыном Серёжей.
– Ваш сын ходит в какую-то престижную школу? Что стоило туда попасть и в чём её отличие от обычной школы в провинции?
– Первое, что мы узнавали при переезде, это как записать ребёнка в хорошую школу. И на деле это оказалось гораздо проще, чем предполагалось: по электронной очереди можно было записаться в любую школу по месту жительства. Мы выбрали лучшую из тех, что ближе к дому. Она находится в двадцати минутах ходьбы пешком. Это гимназия, кадетский корпус имени героев Севастополя. Попасть туда может каждый, а вот в пятый класс, когда воспитанники непосредственно принимают присягу на Поклонной горе, попадут уже не все. Только дети с хорошими показателями по учёбе и характеристиками. Это нормальная московская практика. В гимназии полупансион, и это очень удобно для родителей. Муж отводит его по утрам, а я забираю вечером. В Москве не принято отпускать детей одних даже в соседний дом, лет до двенадцати, а Серёже пока только восемь. Это один из минусов мегаполиса. Здесь, в Биробиджане, я вижу, что дети гораздо самостоятельней. Например, сверстники сына могут спокойно одни ездить в автобусе, ему только предстоит этому научиться.
Ещё в Москве развиты возможности дистанционного обучения. Мы уже привезли сына на летние каникулы к родителям, но он ещё учится. Часто московские дети параллельно учатся в различных языковых школах с выездом за рубеж, но при этом они в постоянном потоке основного образования и не отстают по программе.
Конечно, в школе огромный выбор кружков и секций. Серёжа занимается тхэквондо. На этом поприще у него есть достаточно большие победы – третье место на чемпионате России. Ещё посещает кружок православия.
Антон Воропаев помогает жене-карьеристке во всём: от готовки до уборки дома.
– Только не говорите, что это обязательный предмет!
– Не обязательный, в нашу школу ходят дети, в чьих семьях исповедуются разные религии. Все праздники и понедельники отец Валериан проводит в школе службы. Я была удивлена, когда на нашем первом 1 сентября отец Валериан читал молитву, большинство ребят, даже старшеклассники, по всем канонам участвовали в службе. На Пасху дети приносят яйца, на Крещение прямо в школе устанавливают купель – и все желающие могут окунуться. В корпусе стараются соблюдать все традиции русского воинства, им прививают традиционные ценности. Я считаю это важным.
В первом классе мы не ходили на «Православие», даже особенно не думали над этим. Серёжа как-то случайно попал на беседу, где отец Валериан разговаривал с детьми о дружбе, – увлёкся и сейчас с удовольствием посещает эти занятия. Насколько я могу судить по своим впечатлениям, москвичи к православию относятся гораздо трепетнее, чем биробиджанцы. Может быть, это связано с наличием в области разных культур, не знаю.
Судя по выражению лица, вы, наверное, представляете себе что-то вроде порки розгами за невыученное Евангелие?.. Нет, никто никого ни к чему не принуждает, не заставляет. Не так давно мы с Антоном и сами к этому пришли. Оба уехали далеко от родных. Так что теперь осталось только уповать на бога, чтобы у них всё было хорошо.
– Кстати, о родных. Героиню книги Наринэ Абгарян «Понаехавшая» родители буквально выгоняли в Москву. Вас – тоже?
– Не выгоняли, конечно, но и цепями не приковывали. Тяжело было оставлять родителей, но они понимали, что ехать надо. Каждый нормальный родитель желает своему ребёнку лучшего. У меня всегда перед глазами пример моей мамы. Она была одна с тремя детьми. Я помню, как сложно нам жилось: денег не хватало – помогали родные. У нас на протяжении нескольких лет не было нормально работающего телевизора, отсюда привычка по вечерам читать. Уже с того времени понимала, что могу надеяться только на себя. Теперь это то, что двигает вперед. Надеюсь, что родные сейчас немного успокоились и приняли наш переезд.
– Кажется, что в Москве тему сноса хрущёвок не обсуждает только тот, кто не умеет говорить. И всё-таки квартирка в пятиэтажке, пусть и совсем маленькая – это не самый плохой вариант, в регионах ситуация с жильём значительно хуже. Нет обиды за родной регион?
– В Москве мы живём в достаточно новом районе, он застраивался в 80-х годах, его пока сносить не собираются. Хрущёвки есть в нём, конечно, тоже. Чтобы было понятно: в нашем районе трехкомнатная квартира стоит на рынке 11 миллионов. А строительство стоит дешевле, чем на Дальнем Востоке, потому что стройматериалы там дешевле. Так что в свете необходимости обеспечения жильём большого количества людей есть смысл снести пятиэтажную хрущевку и построить 12- или 16-этажный дом. Конечно, много протестующих и недовольных из числа тех, кого хотят расселять. Я думаю, из-за этой перестройки у Собянина будет большая головная боль.
Что касается такой практики в регионах. В Москве новые дома на месте хрущёвок будут возводить за деньги застройщиков. Бюджетные деньги вкладывать если и будут, то немного. Во многих регионах таких денег нет, тем более в дотационных вроде нашей области.
– А в Биробиджане вы в командировке, или это долгожданный отпуск?
– Скажем так, совместила приятное с полезным. Всё-таки у меня здесь родные и друзья, я по ним скучаю. У меня было несколько рабочих встреч, в том числе и со спикером Законодательного собрания ЕАО Любовью Павловой. Мы запланировали несколько мероприятий, которые, я надеюсь, всё-таки реализуем. Хочется, чтобы с молодёжью – будущим нашей области – велась нормальная системная работа. Чтобы уехать на запад было не единственной их перспективой.
Расспрашивала Наталья ГОЛОВАТАЯ