БИРОБИДЖАН, 6 февраля, «Город на Бире» — Сегодня все бармены мира отмечают свой профессиональный праздник. Хорошо, что он выпал на будний день. Ведь работа не позволила бы моему собеседнику встретиться с ребятами на тусовке Хабаровской барменской ассоциации.
Андрею Файзулину скоро «стукнет» 41 год. У него есть сын-третьеклассник и двухлетняя лапочка-дочка. Казалось бы, работа в офисе с 9:00 до 18:00 подошла бы больше. Но Андрей доволен своей жизнью: всегда с людьми, всегда в движении и развитии мастерства. А это круто!
— Как вы оказались за барной стойкой?
— Я вернулся из армии и пошёл учиться. Пока учился, подрабатывал охранником в кафешке. Это был 2001-2002-й год. Думал, пока поработаю, а потом найду работу по специальности. Но тут мне предложили поработать барменом. Я сначала не хотел. Я же не знаю эту работу: что делать нужно? Как себя вести? Но ничего, как видите, затянуло.
Потихоньку – потихоньку начал свою карьеру. Ещё тогда ресторан «Лехаим» был. Может, знаешь, там было казино? После него я устроился в «Закадыку». Там отработал года два, и меня пригласили в «Фазан». В «Фазане» я пять лет работал. Это была, скажем так, твёрдая нога на пути к бармену.
— Бармен – это тот, кто подбрасывает бутылку, прежде чем налить?
— У барменов есть специализации. Бариста готовит кофе.
Бармен-классик готовит рецептурные коктейли. Там всё чинно-винно: полотенчико, перчаточки, каждый рецепт — до граммулички, как в Букингемском дворце.
А есть флейристы, то есть я. Это как раз когда летают бутылки и шейкеры (Смеётся).
— Насколько тяжело быть флейристом?
— Это очень тяжёлый труд. Много травм и шрамов остаётся. Руки, пальцы постоянно были изрезанные. Плюс психологически нужно готовиться. Попробуй тысячу раз подкинуть одну и ту же бутылку в одно и то же направление — это надо настроить себя.
Представь, что у тебя не получается миллион раз. На миллион первый хоп — и получилось. И ты такой: «Ух, наконец-то!» А потом снова миллион провалов, гора битой посуды.
— То есть вы тренируетесь сразу на стекле?
— Есть специальные тренировочные комплекты. Только когда я начинал тренироваться, не было такого. Я брал бутылку Колы 0,5 л. Слил колу, воду налил и вот её кидал изначально. И со стеклом, конечно, тоже надо было почти сразу тренироваться. С опытом потом пришло, что бутылку стеклянную надо скотчем или пищевой плёнкой хотя бы обмотать, чтобы осколки не разлетались.
— Стекло бьётся каждый день?
— Раньше да. Вот ты в ресторане, смену работаешь, а у тебя в углу бутылок 10-15 валяется уже битых. Тут надо понимать, что у флейристов есть два вида работы: шоу и рабочий флейринг. В основном в барах клиенты видят рабочий флейринг. Как-то не хочется не то, что разбить бутылку, а нечаянно разлить тоже не хочешь. Как бы 50 граммов виски стоит около 350 рублей - дорогое удовольствие. И, естественно, кидаешь таким образом, чтобы ничего не разливалось, но эффектно получилось.
— Сколько нужно тренироваться, чтобы так жонглировать?
— Много и постоянно. Я везде тренировался. Даже когда мы с семьёй ездили на море, я брал свои бутылочки, выходил и тренировался на берегу. Был случай, я поспорил. Пришлось кидать бутылочки в центре Хабаровска. Даже полицейские несколько раз подходили, спрашивали, что я тут за шоу устраиваю. Но всё закончилось хорошо.
— Вы же не просто этим увлекаетесь, а участвуете в соревнованиях…
— Да. Несколько раз выигрывал дальневосточные конкурсы. Приглашали во Владивосток выступать. Там есть очень сильный флейрист Илья Селезнев, очень хороший человек. Он пригласил меня на баттл. Там мне подарили картину, а внутри такая тарелочка позолоченная. (Андрей скромничает. Он выиграл этот баттл, привез домой Гран-при и приз зрительских симпатий — прим. автора).
— Вы рецепты коктейлей создаёте?
— Есть несколько авторских рецептов, с которыми я выступал на бармен-шоу. Без этого никак — любой бармен должен привезти с собой свой авторский коктейль. Всего около 70 классических коктейлей. У них одна рецептура, и менять её никак нельзя. А вот от неё уже можно создавать свои вариации. На основе той же «Маргариты» можно сделать тысячу авторских «Маргарит» и ни разу не повториться.
А ещё клиенты часто просят сделать коктейль «на свой вкус». В меню некоторых заведений есть даже отдельная строка – коктейль «Какой-нибудь». Тут ты уже мешаешь сам, на своё усмотрение.
— Как долго вы работаете только в Биробиджане?
— Полжизни наездами, основательно 4 года я здесь. Когда открывался коцерт-хаус Shakе, я с удовольствием пошёл туда работать. В пятницу и в субботу вы можете там встретить меня. Или другого бармена, нас там трое.
Чтобы клиентам у стойки было комфортно находиться возле бара, а бармену работать, стоечку нужно делать квадратиком. И крепенькую, как у нас. На случай, если девчонки захотят на ней танцевать
— Сами спиртное употребляете?
— Без этого никак. Я должен фактически знать наизусть различные напитки. Какие они ароматы создают, какой вкус, что происходит при совмещении одних с другими. Я уже на взгляд могу определить, что с чем совмещается. Коктейль должен быть не только на вкус хороший, но и на внешний вид.
— Как вам традиционный русский коктейль?
— Ёршик, да? Дал бог попробовать это дело. Я к нему нормально отношусь. Можно сделать такой, только с текилой вместо водки. Плюс добавить туда соус «Табаско» и немножко лимонного сока. И вам самой даже понравится.
Одно время был модный коктейль «Чёрный русский». Это классический коктейль, он состоит из ликёра «Колуа» и водки. В русском варианте – это лёд, кофе «Максим», водка и чуть-чуть колы. Многие это пили.
— Ваш любимый коктейль?
— MTV: мартини, тоник, водка. Классический, самый простой. Он идеальный для меня. Готовится методом билда. Билд — это когда компоненты влили в стакан и всё. Даже шейкером не надо работать.
Если из напитков, то я предпочитаю шампанское: брют, экстрабрют. Сладкие не люблю. Недобросовестные производители прячут вкус вина под сладостью. К примеру, был неурожайный год. Они смешали его с урожайным, добавили туда сладости, сделали его игристым сладким вином и пустили на производство.
— Бармен должен быть психологом?
— В клубе – нет, там музыка, всем весело, шумно. А когда работал в ресторанах, то да. В «Фазане» в своё время была доступная барная стоечка, тихо, спокойно. Людям часто нужно поговорить за политику и на личные темы. Интересные истории порой рассказывали, а мне просто нравится общение.
— Самое запоминающееся из первых лет работы барменом – это ... ?
— Это всё! Я всё помню. В «Фазане» часто проходили банкеты для высокопоставленных лиц. Он ведь был шикарным рестораном, и банкеты тогдашнего губернатора Николая Волкова в основном проходили там. У нас была такая команда, что любой приём проходил на отлично. Просто знали своё дело.
Как-то приезжала певица Валерия, мы тоже её обслуживали. С ними за столом были тогдашние святоши наши. Один из них меня потом узнал, когда я пошёл креститься. Тогда меня убил один вопрос: «Ну, что, вы рукоблудили?» Я сначала не догнал, а потом понял, что это такой церковный слэнг.
Андрей действительно приятный собеседник. И то, как он жонглирует, впечатляет. Смотрите сами! При съёмках никто не пострадал. Видео снято с первого дубля.
{youtube}QeHjm13ozYs|100%{/youtube}
Интервью не несёт рекламный характер. Мы напоминаем, что алкоголь в любых количествах вреден для здоровья.
Наталья Головатая
Фото и видео Дмитрий Трещалов