Уютная домашняя обстановка не особо располагает к серьёзной работе, но наш Александр Драбкин привычен ко всему.
Мы по вам скучаем
БИРОБИДЖАН, 4 апреля, «Город на Бире» — Я люблю видеть живые глаза студентов, когда провожу занятия по криминалистике и уголовному праву в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема. Для меня важны не искажённые микрофонами голоса и настоящие лица, а не скучный монитор компьютера, которому без разницы, что транслировать и кому. Впрочем, те, кто моложе, к дистанционному общению приобщились давно, для остальных, вроде меня, всё дело в практике. Было бы желание.
Известный поэт-шестидесятник Роберт Рождественский когда-то написал замечательное стихотворение, в котором один радист умудрился объясниться в любви азбукой
Морзе лишь двумя цифрами – «88», и был понят, и получил ответ. У нас всё гораздо проще и доступнее, только б интернет работал безотказно...
Ощущение отдалённости присутствует только в начале дистанционных занятий, потом это проходит. Техническая работа со скайпом ничего сложного не представляет. Создаётся группа, в которую входит преподаватель, назначается время выхода на сайт, и... будьте любезны по рабочим местам! Работа у компьютера студента как дисциплинирует, так и расслабляет. Никто не спешит на автобус. Если к началу лекции не успел дойти до рабочего места – есть телефон, присядь там, где находишься, и занимайся. Не успевший что-то записать лишён возможности отвлекать соседа, толкая в его бок локтем только для того, чтобы заглянуть в конспект или переспросить. Работая дома, во время перерыва не нужно искать место, где можно выпить кофе или чай: всё под рукой, и сам перерыв не по звонку. Климат в аудитории, температуру воздуха, студент и преподаватель выбирают сами. Хочешь, отрывай окно без риска простудить кого-то из товарищей, холодно – включи обогреватель. На короткий срок не трудно отключить камеру и решить внезапно возникшие проблемы.
– Наташа, ты с нами?
– Я здесь, – отвечает Наташа. – У меня что-то с камерой…
«Что-то с камерой», «что-то с интернетом» – то, к чему многие не готовы. Занятия идут по расписанию, и не всегда получается ждать, пока кто-то из студентов решит технические проблемы. На период вынужденных каникул некоторые разъезжаются по домам, в свои города, посёлки и сёла, где технические трудности порою возникают чаще, а специалистов – меньше.
Возможности использования презентаций и видеоматериалов почти не ограничены. Возникают трудности при проведении практических занятий по криминалистике. Технические приёмы работы при производстве следственных действий, которые надлежит знать студентам, каждый из них должен «пощупать» своими руками. Например, проблематично показать процесс изъятия с пола или с грунта следов обуви или, скажем, следов пальцев рук. Но, слава богу, эта часть криминалистики моими студентами уже пройдена, со всем остальным, как можем, разбираемся удалённо.
Сперва казалось, что дистанционные занятия наиболее привлекательны для тех, кто часто пропускает лекции и семинары. Почему, спрашивается, не послушать преподавателя, если никуда ехать не нужно? Увы, те, кто не посещает живые занятия, с той же регулярностью отсутствует на занятиях дистанционных. Особенно это свойственно студентам-заочникам. Именно данная аудитория наглядно, чётко и достаточно красочно отражает отношение к учёбе уже взрослых людей, получающих порою второе высшее образование. Ладно, если дома к студенту или студентке бесцеремонно залез на руки маленький ребёнок и вмешивается в учебный процесс. Малышу всё равно, чем заняты мама или папа у компьютера. Есть необходимость срочно поиграть, а тут на тебе – какой-то чужой дядя или тётя говорит непонятные слова. Сейчас детские сады закрыты, а сессию никто не отменял. Но случаются эпизоды гораздо интереснее: когда, скажем, будущий юрист, нарушая правила дорожного движения, занимается уголовным правом или криминалистикой, сидя за рулём автомобиля. Я вижу его, он – меня. Только я вынужден наблюдать бегущую за его окном дорогу и искренне переживать, не совершит ли он ДТП. Требую уйти со связи.
Чтобы мои личные наблюдения и выводы не показались читателю навязчивыми, я выслушал коллег, которые подобно мне впервые столкнулись с необходимостью учить студентов дистанционно.
Ольга КОНОВАЛЕНКО, заведующая кафедрой права Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема:
– В дистанционном обучении есть свои плюсы. У студентов появляется возможность, не выходя из дома, получать образование. Сейчас эта форма апробируется. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Главный минус – многочисленные технические проблемы. К сожалению, пока не у всех установлены необходимые программы, тот же скайп. Не все преподаватели готовы работать в онлайне. Некоторые из них отменили лекции, просто направили студентам практические задания. При этом есть темы, которые сложно объяснять дистанционно, их нужно показывать «на пальцах». Большой минус в том, что сейчас невозможно проводить массовые мероприятия, например, научно-практические конференции. А мне лично очень не хватает личного общения с ребятами.
Галина БОБРОВА преподаватель Конституционного права в ПГУ имени Шолом-Алейхема:
– Главным плюсом дистанционного обучения в нашей ситуации является обеспечение безопасности. Бесконтактная работа позволяет оградить всех от опасности заболевания. Самое сложное – это отсутствие обратной связи со студентами. Мы не можем одновременно видеть всех, активно обсуждать какие-то темы, кто-то периодически уходит со связи, скайп не даёт возможности установления полного контакта со слушателями. Естественно, не все студенты имеют возможность получить хороший доступ к интернету в своих деревнях. Но вот чему при всём этом я порадовалась... Именно во время дистанционного обучения я впервые услышала от студентов: «Мы по вам скучаем. Быстрее бы вернуться в аудитории!» Это приятно.
Александр ДРАБКИН,
корреспондент газеты «Ди Вох»,
доцент кафедры права
ПГУ имени Шолом-Алейхема