БИРОБИДЖАН, 20 марта, «Город на Бире» — «Красный телефон» – один из главных раритетов Биробиджанской ТЭЦ – на самом деле и не красный вовсе, а привычного алюминиевого, матово-серебристого цвета. А вот будка, в которой он устанавливается, внутри действительно красная. Именно та, что сейчас стоит в музее предприятия, – один металлический каркас, без стёкол. Через пару лет, в 2021 году, этому аппарату и будке, в которой он установлен, исполнится пятьдесят лет.
Те телефоны, которые действительно красные, стоят на столах президентов и министров, по ним договариваются о мире, а может, и объявляют войну. По «красным телефонам», о которых речь, редко сообщают о победах, в их массивные металлические трубки не кричат о появлении на свет новорождённого, не признаются в любви и не назначают свиданий... Начальник отдела ОМТС Биробиджанской ТЭЦ Олег ЖИРОВ сказал, что на предприятии по сей день безотказно работают десять таких аппаратов. Они обеспечивают надёжную связь с участками, где осуществляется топливоподача, и в котельном цехе.
Когда на такой телефон звонят, небольшой круглый колокол, венчающий корпус, издает внушительный по своей силе и довольно требовательный звук. Остекление будки имеет особую прочность. Если оно целое, то будка круглосуточно обеспечивает «своему» аппарату шумо-, пыле- и влагозащиту. А металлический корпус останется целым даже при взрыве. Умели же делать!.. Не случайно этот аппарат удостоен Государственного Знака качества СССР. Если внимательно присмотришься к соответствующему штампу внутри телефонной будки, узнаешь даже год – 1971-й, то есть всего через четыре года после установления почётного знака Комитетом стандартов и цен при Совете Министров СССР.
Евгений ШКЛЯР, электромонтёр диспетчерского оборудования и телеавтоматики БТЭЦ, характеризует «красный телефон» как объект, требующий минимального внимания при обслуживании. Он максимально надёжен, детали сохраняются и работают длительное время.
– Этот корпус, – говорит Евгений Николаевич, показывая старый, уже списанный аппарат, – можно хоть сегодня наполнить другим телефонным содержимым, и он будет работать в самых сложных условиях. Вставьте сюда то, чем наполнен мобильный телефон, – и разговаривайте, как прежде. Попасть внутрь корпуса без специального ключа достаточно трудно. Это называется защитой от вандалов.
Прозорливость наших предков показалась мне убедительной. И в советские времена вандалы зачем-то обрезали телефонные трубки в автоматах, но я никогда не слышал, чтобы кто-то пытался вскрыть корпус телефона... А защиту всё же придумали!
Этот телефон, как смолоду посеребренный сединой старик. Сегодня уже только он знает, сколько раз сообщал об аварии на станции или дефиците топлива... Возможно, именно по «красному телефону» очевидцы вызывали милицию, когда один работник ТЭЦ застрелил другого из обреза – этот стародавний случай остался легендой в местном фольклоре.
Биробиджанская ТЭЦ, берущая своё начало с Энергопоезда № 158 и Ленинского плана ГОЭЛРО, – единственное в Биробиджане предприятие, на вооружении которого есть свой «красный телефон». Он давно уже символ – своеобразный знак надёжности и долговечности многих наследий нашего очень противоречивого прошлого.
Александр ДРАБКИН