Ожидалось, что 20 июня Минздрав России, выполняя поручение президента, озвучит ряд предложений, в числе прочего предусматривающих полноправное функционирование на территории страны частных организаций, оказывающих пациентам скорую и неотложную медицинскую помощь на коммерческой основе. Заявление министерства оправдало ожидания частично, считатет журналист «Ди Вох»
.
БИРОБИДЖАН, 27 июня, «Город на Бире» - Бесплатно обращаться к услугам скорой можно будет не более четырёх раз в год – полагаю, это главное, что уяснили для себя граждане из множества сообщений различных информагентств, вышедших в свет за последние месяц-полтора. Это правило не относится к инвалидам, детям и пенсионерам, и тем не менее мнение жителей нашего города относительно вероятных нововведений оказалось преимущественно негативным.
Светлана ДОБРОВА:
– Это просто издевательство! Если человек звонит в скорую, значит, он действительно нуждается в помощи и не должен думать о том, в который раз звонит. Кто будет вести подсчёт и решать, уложился вызов в норму или нет? Пусть лучше государство объявит, что всем, кто не является инвалидом, ребёнком или пенсионером, скорая помощь будет оказываться платно – тогда вообще не надо будет рассчитывать ни на что и ни на кого.
Елена ГАВРИЛЮК:
– Нас в очередной раз лишают уверенности в завтрашнем дне, в том, что при необходимости врачи всегда придут на помощь, сколько раз ни пришлось бы к ним обратиться.
Виталий ЕРЁМИН:
– У нас всё делается «для народа», и законы принимаются такие, чтобы благополучие людей стало вне закона. Придет время – и мы вообще не сможем вызвать скорую. Непонятно только, за что мы платим налоги?..
СЕГОДНЯ в Биробиджане круглосуточно работает 14 экипажей скорой и неотложной медицинской помощи. Им удается обслужить около 40 000 вызовов в год, что намного больше, чем предусмотрено действующими нормативами.
Леонид ГУЛЕНОК, главный врач ОБГУЗ «Биробиджанская станция скорой медицинской помощи», главный в области внештатный специалист-эксперт по специальности «скорая медицинская помощь», в здравоохранении работает 48 лет. Кто, как не он, может прокомментировать сложившуюся ситуацию и предсказать какие-то перспективы грядущих изменений?
– Полемика о скорой помощи ведётся уже несколько лет, – начал Леонид Павлович. – Предполагалось принять специальный федеральный закон о ней, а после всё закончилось тем, что вышел просто Приказ № 388Н «О порядке оказания скорой медицинской помощи». В течение последних трёх лет он неоднократно дорабатывался, но практически так и остался «недоношенным ребёнком». Начнем с того, что посещаемость терапевтами на дому в области сократилась на 60 процентов. Куда же делись эти пациенты? Они легли на плечи бригад скорой помощи. Мы обслуживаем до сорока тысяч вызовов в год, а оплату нам производят только за 31 тысячу. Остальные ФОМС не принимает к оплате, потому что в России принята норма 318 вызовов на одну тысячу населения. У нас, учитывая особенности региона, разрешено 330. Остальные люди не попадают в реестр, поскольку не идентифицированы, не имеют документов, ведут асоциальный образ жизни... Сюда же относятся и самые обычные граждане, которые, скажем, приехали в гости из деревни, не имея на руках ни паспорта, ни полиса.
К 20 июня Минздрав доложит президенту свои предложения (Наш разговор с Леонидом Гуленком состоялся неделю назад. – Прим. авт.), в том числе касательно частной скорой помощи. Предполагается передать машины скорой для работы в режиме частного партнёрства с автотранспортными предприятиями. В некоторых субъектах Федерации уже пытаются организовать такую работу. Но я всегда обращаюсь к народной мудрости: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Примерно пять лет назад от этой темы отказался Хабаровск, где автомобили обслуживались автотранспортным предприятием и приходили на помощь по вызову. Транспортники главному врачу не подчинялись. Это себя не оправдало. Мы же, наконец, добились того, что наши машины оснащены дорогостоящим оборудованием, которое, кстати, требует регулярной поверки. В них есть всё: от тонометра и кислородного баллона до кардиографа. Кто же, скажите, будет за это отвечать?! На станции машину принимает дежурная смена, проверяет укомплектованность и содержание оборудования, а кто это будет делать в парке? А хранение медикаментов, уход, обработка салона?..
ЖЕЛАНИЕ государства избавиться от обузы в виде транспорта скорой понятно. Если машинами с красными крестами на бортах будут владеть частники, мороки у чиновников станет гораздо меньше. Технический парк медиков и так не особо беспокоит представителей власти. На сегодняшний день износ автотранспорта Биробиджанской станции скорой помощи составляет 85%. Смогут ли исправить положение вещей частные автотранспортные предприятия? Необходимо учитывать, что кареты скорой помощи должны управляться наиболее опытными, а значит и высокооплачиваемыми водителями. Сейчас за свою работу они получают определенные надбавки. Пойдут ли на это предприниматели? Такие вопросы я задал одному из них, владельцу автобусного парка Владимиру БОЛВАНЕНКО.
– Если нам будут платить деньги, – сказал Владимир Николаевич, – работу мы сможем выполнить любую, в том числе и обслуживание медицинского автопарка. Другое дело, нужно ли, чтобы машины скорой находились отдельно от станции? Врачи, санитары, фельдшеры и водители должны быть, как и были, единым организмом, понимать друг друга. Непонятно, зачем ломать то, что уже отработано годами и не дает сбоев.
Как бы подтверждая сказанное выше, Леонид Гуленок снова приводит доводы, основанные на собственной практике:
– За 18 лет моей работы здесь не было ни одного дня сбоя выездов бригад. Если машины ломаются, водители выходят в свободное время и ремонтируют их. Запасные части мы приобретаем за счёт платных услуг: вывоз трупов, транспортировка больных, освидетельствование водителей, проведение инъекций, физиопроцедур... Те, кто в порядке эксперимента внедрял опыт работы с частными партнёрами, приобрели массу проблем. Водители серьезно потеряли в зарплате, они даже забастовки проводили...
Я УВЕРЕН, что, если работникам здравоохранения поступит команда передать автомобили скорой помощи в частные руки, воевать против такого решения никто не станет. Ушли в свободное плавание, обосновавшись в помещениях государственных медучреждений, медицинские лаборатории, не пустуют частные диагностические центры и поликлиники. Но частная скорая?.. Мне всё-таки кажется, что это несколько иное. Примут ли её горожане, будут ли в состоянии оплатить её услуги? В Москве, например, вызов частной скорой помощи в пределах московской кольцевой автомобильной дороги стоит пять тысяч рублей, за пределами оной – шесть тысяч. В Ярославле вызов в пределах города обходится в 2900 рублей, за городом – 3400.
– Конечно, вариант работы частной скорой возможен, – подытожил Леонид Павлович. – Но здесь речь идёт о том, чтобы создать скорую помощь на базе государственных лечебных учреждений. Они будут пользоваться нашей диспетчерской, получать вызовы, но их работа большей частью коснется хронических и, заметьте, платежеспособных больных, которых в городе не так уж много. Экстренные вызовы всё равно придется обслуживать нам, поскольку одна-две частных бригады с ними не справятся. И за нами по-прежнему останутся чердаки, подвалы, все асоциальные участки. Приведу и такой пример: диспетчеры уже знают людей, которые вызывают скорую по двадцать раз в месяц, потому что страдают хроническими заболеваниями. У одной пациенток установлен точный диагноз, ей назначено лечение. Но она звонит нам, плачет в трубку и говорит, что у неё нет денег на то, чтобы купить лекарство! И мы едем к ней, заведомо зная, что вызов нам не оплатят. Напрашивается печальный вывод: если правительство примет решение, что люди, не относящиеся к категории инвалидов, пенсионеров и детей, смогут вызвать скорую не более четырех раз в год, это приведет к урезанию финансирования, сокращению сотрудников. В итоге у нас может остаться две-три бригады. И мы, даже если захотим, не сможем оказать помощь многим людям, которые хоть и находятся на дне общества, но не лишены конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Александр ДРАБКИН
Комментарий
Минздрав сообщает
20 июня, в 17:05 по московскому времени, на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ в связи с поступающими запросами по передаче скорой медицинской помощи на аутсорсинг была опубликована информация следующего содержания: «Министерство здравоохранения Российской Федерации исходит из того, что передавать каким-либо негосударственным организациям само оказание скорой медицинской помощи недопустимо. Такой сценарий не рассматривается и не обсуждается.
Одновременно с этим Минздрав России совместно с другими федеральными органами власти изучает опыт передачи исключительно транспортной функции на аутсорсинг. Такой опыт есть в целом ряде регионов. Он анализируется и обсуждается с экспертами. В случае, если он будет признан эффективным, соответствующая модель может быть предложена регионам для внедрения. Однако ни о каком директивном разгосударствлении не может быть и речи.
Министерство здравоохранения Российской Федерации не поддерживает инициативы по установлению ограничений на количество бесплатных вызовов медицинской помощи. Полагаем, что право на получение скорой помощи является базовым и не может быть ограничено какими-то экономическими рамками.
Министерство здравоохранения РФ последовательно совершенствует подходы к организации скорой медицинской помощи в стране. Главная задача – повысить её доступность для населения. Так, Министерством был издан приказ от 27 февраля 2016 г. № 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения исходя из потребностей населения». Согласно данному документу, размещение станций скорой медицинской помощи, а также иных структурных подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь, должно осуществляться с учётом времени доезда бригады скорой медицинской помощи до наиболее отдалённого населённого пункта обслуживаемой территории, не превышающем 20 минут с момента её вызова».