Встретиться с Тамарой Александровной журналисту «Ди Вох» оказалась не так-то просто: она то в экспедиции, то в командировке, то участвует в научных конференциях и симпозиумах.
БИРОБИДЖАН, 19августа, «Город на Бире» – Тамара РУБЦОВА – заведующая лабораторией региональных биоценологических исследований ИКАРП ДВО РАН, заместитель директора по науке заповедника «Бастак», кандидат биологических наук – личность в ЕАО известная.
По вопросам, так или иначе касающимся флоры нашего региона, будь то естественная растительность или культурные насаждения, она – признанный специалист. Но каков был её путь в науку, знают только близкие люди да коллеги.
ВСТРЕТИТЬСЯ с Тамарой Александровной не так-то просто. Она то в экспедиции, то в командировке. Нередко участвует в научных конференциях и симпозиумах. Наконец, Рубцову обязательно привлекают к обсуждениям экологических проблем города и области.
Между тем столь востребованным специалистом она стала далеко не сразу. Более того, поступая 45 лет назад в Комсомольский-на-Амуре педагогический институт на специальность «География, биология», она отдавала предпочтение первому предмету. Интерес к нему привила учительница четвёртой биробиджанской школы Раиса Петровна Свердлова. Но девушка привыкла ответственно относиться ко всему, чем занимается, и предметы, касающиеся биологии, изучала столь же добросовестно, как и географические.
Настойчивость и целеустремлённость проявились и тогда, когда на третьем курсе у неё родилась дочь. Роман с одногруппником Николаем Рубцовым завязался почти сразу. На втором курсе они расписались, через год обзавелись потомством. Учёбу Тамара не оставила, даже академический отпуск не стала брать. Ей разрешили свободное посещение, и она успевала и за дочкой ухаживать, и успешно сдавать зачёты и экзамены. Институт супруги окончили вместе и по распределению поехали в село Полевое Октябрьского района ЕАО. Часы географии достались мужу, а ей отдали все биологические дисциплины.
Смею предположить, что биологию в сельской школе преподавать легче, чем в городской. Многие объекты изучения – животные, растения – деревенским ребятишкам знакомы с детства. А пополнять эти знания можно, выводя ребят на природу – в ближайшие лесные рёлки, на речки, озёра. Что учительница Рубцова нередко и практиковала. Молодой специалист очень быстро завоевала авторитет, и не только в своей школе: несколько раз она проводила открытые уроки для педагогов области.
Положенные по распределению три года Тамара Рубцова отработала честно, но оставаться в деревне она не хотела – вернулась в родной Биробиджан и десять лет преподавала в школе № 3.
В 1989 году в ЕАО открылось первое высшее учебное заведение – педагогический институт. Разумеется, преподавателей в него приглашали из других регионов – своих кандидатов наук и профессоров в Биробиджане не было. Но ректор Анатолий Сурнин предусмотрительно ставил не только на «варягов». Он считал, что научные кадры нужно растить в своём вузе – из наиболее талантливых педагогов города.
Тамару Рубцову пригласили в институт в числе первых – в 1991 году.
Специальной естественно-научной кафедры в молодом вузе ещё не было. Ботанику и зоологию с основами экологии она преподавала студентам факультета «Педагогика и методика начального образования (ПиМНО)». Работа вузовского преподавателя предполагает более высокий уровень знаний, чем в школе. Обязательна и организация научно-исследовательской работы как самого педагога, так и студентов. Желательно на материалах родного края.
И Тамара Александровна повела своих питомцев сначала в окрестные леса, а потом и подальше. Полевая практика помогала узнавать живой мир, окружающий нас. Растениями она интересовалась давно, полагала, что хорошо знает местную флору. Но, признаётся сама Рубцова, даже не думала, насколько она разнообразнее и богаче.
Исследовательскую целе-устремлённость Тамары Александровны заметили, и когда в 1993 году в ИКАРП ДВО РАН открылись аспирантуры по нескольким специальностям, ей тут же предложили повысить квалификацию. Тем более что в Биробиджан тогда приехали два доктора биологических наук, специализировавшиеся на изучении растений Дальнего Востока, – Галина Белая и Виктор Морозов. А это значит, что не нужно было искать научного руководителя в других городах. Рубцова поступила в заочную аспирантуру. Тему кандидатской диссертации, над которой она стала работать, определили так: «Флора Малого Хингана и её охрана». В 2000 году она успешно защитила её во Владивостоке.
ЧТО ТАКОЕ научная экспедиция, непосвящённые мало себе представляют. Преобладает романтический взгляд, навеянный бардовскими песнями: дым костра, палатка... Но учёные идут в тайгу не за туманом и запахом. Даже на сбор грибов-ягод времени у них нет.
Для начала нужно найти проводника, который знал бы места, в которые отправляется экспедиция. В первое лето Рубцова решила исследовать районы Помпеевки и Кульдура.
– У нас не было ни транспорта, ни знаний местности, – вспоминает она, – но мне повезло: я познакомилась с Александром Юрьевичем Калининым. Сейчас он директор заповедника «Бастак», а тогда возглавлял Облученский районный комитет по экологии и природопользованию. У него были налаженные связи со знатоками тайги: лесниками, рыбинспекторами, охотниками, пчеловодами, пограничниками. Они не только выделяли нам проводников, но и доставляли нас в нужные места на машинах, вездеходах, катерах.
Добираться порой приходилось через болота, взбираясь на высокие сопки, заросшие кустарниками и лианами. А ещё гнус, от которого нет спасения: отпугивающие комаров средства действовали плохо, а в накомарниках работать невозможно – нужное тебе растение не разглядишь.
Надо учесть, что организовать экспедицию она могла только в свой отпуск, поскольку в учебном году времени на это не было.
– Трудностей было немало, – признаётся Тамара Александровна. – Тем более что я обычная женщина: не спринтер, не марафонец, не тяжелоатлет. И на ПиМНО училось больше девушек. Но они шли за мной, переносили все тяготы экспедиций.
В 2002 году в институте открылась кафедра экологии, появилась и новая учебная специализация. Тамара Рубцова перешла работать туда, но её выезды на природу в связи с этим не прекратились.
Значение исследований Тамары Александровны и её коллег трудно переоценить. До них изучение флоры ЕАО проводила в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века ботаник из Владивостока Галина Куренцова. За прошедшее время видовой состав растений значительно изменился. Впрочем, та карта растительности нашего региона и изначально была неполной. Сегодня составлена более подробная, в экспедициях последних лет выявлены и внесены в карту более 150 новых для ЕАО видов. В данный момент известны 1443 высших растения, произрастающих на территории области. Гербариями Рубцовой и её помощников пользуются научные сотрудники не только Дальнего Востока, но и других регионов России и Китая. Десять из семнадцати памятников природы в ЕАО созданы по её рекомендациям. Исследованы и скорректированы списки краснокнижных растений региона. Подготовлена Красная книга растений и грибов ЕАО. Из печати вышло шесть её монографий...
УСЛОВИЯ в экспедициях сейчас комфортнее, чем тогда, когда она начинала. Появились более действенные репелленты. Закуплены просторные удобные палатки, в которых на время стоянки можно даже создать некое подобие уюта. Приобрели раскладушки, хотя чаще укладываться на ночь всё равно приходится в спальниках на растительной подстилке. Есть тент, под которым вечером может собраться вся компания. Есть даже полевой душ – с водой из ближайшего водоёма. Естественно, холодной, в лучшем случае – подогретой на солнце.
В поля Тамара Рубцова выбирается теперь пореже: в этом году у неё было четыре выезда, раньше – не меньше шести. С другой стороны, надобность в активном сборе материала тоже отпала. Большую часть рабочего времени сейчас занимает его обработка, классификация и описание.
– Перестать выезжать на природу я не намерена, – утверждает Тамара Александровна. – Хотя и спина побаливает, и варикоз даёт о себе знать, надеюсь, ещё лет десять я смогу участвовать в экспедициях. Природу до конца постичь невозможно. А когда у учёного исчезает любопытство, он перестаёт быть учёным.
Михаил КЛИМЕНКОВ