Рис. Игоря КИЙКО.
БИРОБИДЖАН, 10 ноября, «Город на Бире» – Второго ноября во всех субъектах России в третий раз прошёл этнографический диктант. Его организаторами в масштабах страны в этом году стало Федеральное агентство по делам национальностей и министерство национальной политики Удмуртии. А в каждом регионе были свои ответственные за его проведение. В ЕАО это управление по внутренней политике областного правительства совместно с комитетом образования автономии и ПГУ имени Шолом-Алейхема.
РЕДАКЦИОННОЕ задание написать диктант я принял без восторга: этнография не входит в сферу моих интересов. Общие знания, конечно, имеются – просто порой не переключаю телеканал, когда попадаю на передачу, рассказывающую об обычаях какого-либо народа. Что-то западает в память из интернета. Сюда же можно прибавить впечатления от поездок по стране. Но более-менее систематических знаний у меня нет. На всякий случай прошёл прошлогодний тест – результат не порадовал: правильно ответил лишь на 40% вопросов.
В большой аудитории главного корпуса университета из людей старшего возраста увидел только сотрудника института повышения квалификации педработников Татьяну Файн – её пригласили для приветствия участников мероприятия. Зал заполнили совсем молодые люди – старшеклассники, студенты. Пока не начался диктант, побеседовал с некоторыми из них.
Студентка филолого-исторического факультета Валерия честно призналась, что пришла сюда потому, что им сказали обязательно участвовать. Как и я, девушка успела проверить свои знания в интернете. Оказалось, что они «не очень».
Десятиклассник восьмой биробиджанской школы Евгений культурой народов никогда не интересовался и что это за наука этнография представления не имеет. Надеется, что «поймёт по ходу».
Тех, кто пришёл на диктант сознательно, до начала мне найти не удалось. Я этому и не удивился. Если на тотальный диктант по русскому языку, тесты по истории, географии приходят, чтобы проверить знания, полученные на уроках в школе, то здесь даже смысл слова «этнография» не всем понятен. Своё недоумение я выразил ответственной за проведение диктанта – начальнику отдела управления по внутренней политике правительства ЕАО Анне ЕРЕНКОВОЙ.
– В школах есть специальный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», – не согласилась она со мной. – Какие-то знания по этнографии они получают на уроках истории, географии, литературы. И то, что сегодня аудитории полны, свидетельствует о том, что интерес к этой теме растёт. На диктант пришло свыше пятисот человек – вдвое больше, чем в прошлом году.
Я не стал спорить с чиновницей, благодаря чему заполнились три университетских аудитории – возрастающему интересу молодёжи к народной культуре или активной работе преподавателей учебных заведений, понудивших молодых людей принять участие в диктанте. Думается, среди собравшихся были и те, и другие. Даже если вторых было больше, тот час, что они провели на диктанте, стал не худшим их времяпрепровождением.
ПРЕДЛОЖЕННЫЙ тест содержал 30 вопросов. На работу над ним отводилось 40 минут, и меня удивило, что буквально через десять минут примерно двадцать молодых людей сдали свои бланки заполненными. Возможно, среди них был сверхэрудированный человек, который знал ответы на все вопросы, но остальные явно отвечали «от фонаря».
Лично мне на тест понадобилось 25 минут. Он, надо признать, непростой. Правильные ответы почти сразу были выложены в интернете. Я сверился с ними и в принципе остался доволен результатом: 86,6%.
Чего не знал? Например, не знал, какое количество республик в составе РФ. Предположил, что 21, оказалось на одну больше. Неправильно ответил и на вопрос, какой государственный документ начинается словами «Мы, многонациональный народ…...» Оказалось, Конституция РФ. К своему стыду я так и не удосужился внимательно прочитать и тем более запомнить этот документ. Показался лёгким вопрос «Что означает название русской куклы “матрёшка”?» Ответил, что это имя девушки, которая ярко красится и привлекает к себе внимание. Ан нет! Оказывается, это многодетная мать-крестьянка с дородной фигурой. Из предложенных вариантов ответа на вопрос «Чем угощают (встречают) новобрачных у башкир и татар, чтобы жизнь была богатой и счастливой?» уверенно выбрал «чак-чак». Прошлым летом был в Казани, впервые попробовал это лакомство, и оно мне очень понравилось. Оказалось, что правильный ответ – масло и мёд.
В РФ проживают порядка 150 народов и народностей, у каждого свои особенности культуры и быта. Знать их все невозможно. Нынешний тест показался мне легче прошлогоднего, наверное, потому, что последняя его треть касалась региона, в котором проводится диктант. Я работаю журналистом в ЕАО более сорока лет, не раз писал о еврейской культуре и не ответить на вопросы, касающиеся истории области, самых известных понятий иудаизма было бы просто стыдно. Думаю, что и многим молодым людям эта часть не доставила затруднений. Хотя вот Дмитрию, учащемуся выпускного класса пятой школы, именно она показалась самой сложной.
– Я пришёл на диктант сознательно. Не могу сказать, что в этнографии у меня глубокие знания, но считаю, что народную культуру надо знать. Но вот историю ЕАО, еврейские традиции знаю плохо, – разводит руками парень. – В Биробиджан приехал из Сибири недавно, и этот предмет не изучал.
Нельзя не согласиться с одним из организаторов диктанта – руководителем Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым, что «тема культур и традиций народов России неисчерпаема и не может уместиться в 30 вопросах этнографического диктанта. Но наша задача заключается в том, чтобы после этой акции у жителей России появилось желание изучать свои корни, традиции своих предков, узнавать больше о тех, кто живет рядом. Потому что знание является основой для взаимного уважения и согласия между людьми разных национальностей» (цит. по сайту miretno.ru).
И всё-таки признаюсь: что-то меня смутило в организации мероприятия. И дело не в недоработках, каковых я не заметил, а в самой атмосфере этнографического диктанта. Уж слишком явно было видно, что большую часть участников на него «привели». Излишне, на мой взгляд, был задействован административный ресурс: одна из площадок располагалась в правительстве автономии – Большой зал заполнили чиновники, и сомневаюсь, что все они пришли туда по зову души.
На мой взгляд, этнографические знания – такие же знания, как и другие. Чем их больше, тем лучше. Но когда их превращают в обязательные, когда ими мерят степень патриотизма гражданина – право, это от знаний только отвращает. Опыт поголовного принуждения к изучению коммунистической идеологии мы уже проходили. Если помните, он закончился неудачей.
Михаил КЛИМЕНКОВ