Перспективы горькой оптимизации в МУП «Транспортная компания»
БИРОБИДЖАН, 4 января, «Город на Бире» — «Хорошо! Завтра не на работу!» – весело сказал мужчина, радуясь тёплому утру на берегу Средиземного моря. Он гостил у родственников в Израиле. «Если бы вы только знали, какое это счастье – проснуться и идти на работу», – грустно сказал стоящий рядом другой мужчина, эмигрант из России, так и не сумевший трудоустроиться в чужой стране. В те годы у нас ещё сложно было представить кого-либо безработным. Был дождливый июльский день 2019 года, когда полсотни работников МУП «Транспортная компания» пре-дупредили о вероятном сокращении. К этому времени заросли ступени, ведущие в административный корпус бывшего Биробиджанского ПАТП, и лишь битые местами окна завистливо смотрели вслед рабочим, проходящим на территорию нового, но уже глянувшего в небытие предприятия. Похоже, завтра кому-то из них тоже будет «не на работу». Нет прежнего оптимизма в голосе директора МУП «Транспортная компания» Ирины АЛЁШИЧЕВОЙ, которая ещё год назад говорила: «Хочется верить в лучшее». Лучшее не наступило, упаси Бог от худшего.
– НА ДАННЫЙ момент, – констатирует Ирина Фёдоровна, – у нашего предприятия нет возможности функционировать в прежнем режиме, зарабатывать деньги, выплачивать зарплату, приобретать материалы, новую технику. Помимо расходов, которые были у Биробиджанского ПАТП, добавилась ещё одна статья – аренда имущества, а это 560 тысяч рублей. Сейчас мы вынуждены оставить за собой всего несколько городских маршрутов: № 4, 6, 10, 14, а также дачные автобусы, следующие на Щукинку и 13-й километр. Пока 48 работников получили уведомления о возможном сокращении. В их числе: водители кондукторы, работники администрации, бухгалтер, кассиры, ремонтные рабочие, перегонщики. Учтены все направления деятельности и объемы выполняемых работ. Настроение у людей очень сложное, а поведение эмоциональное. Они прямо говорят: «Вы выкидываете нас на улицу». Их можно понять. У многих имеются обязательства, которые они не смогут исполнять, кредиты, например. Остаётся надежда, что наши работники будут востребованы другими перевозчиками, и те возьмут к себе, водителей, кондукторов, ремонтников. О ситуации в коллективе мы сообщили мэру города, который пообещал встретиться с работниками предприятия...
2 АВГУСТА 2019 года встреча работников «Транспортной компании» с Александром ГОЛОВАТЫМ состоялась. В своём выступлении градоначальник попытался объяснить присутствующим необходимость непопулярного решения.
– Такие меры, – заявил Александр Сергеевич, мы должны предпринять для того, чтобы предприятие не стало банкротом. Год назад, в один день все вы перешли из МУП ПАТП в МУП «Транспортная компания». Кроме уставного капитала в размере двух миллионов рублей, ни собственной техники, ни зданий и сооружений в собственности у предприятия нет. Есть лишь договор аренды с конкурсным управляющим на пользование зданиями, сооружениями и транспортными средствами бывшего автотранспортного предприятия. На сегодняшний день этот договор не продлен. Мы обратились в суд с просьбой принять решение о продлении договорных отношений. При 36 миллионах валовой выручки кредиторская задолженность составляет 19 миллионов. Хочу вас заверить: о закрытии муниципального предприятия речи идти не может, оно должно работать. Мы строим планы относительно его финансового оздоровления. Для этого нами создан оперативный штаб, который будет собираться раз в неделю. О принимаемых мерах будем вас информировать. Я пригласил сюда руководителей Центра занятости населения города Биробиджана, что бы они послушали людей и разъяснили вам перспективы.
Директор городского ЦЗН Светлана КЛОЧЕК своим выступлением постаралась разрядить обстановку и успокоить, работников, подлежащих сокращению. Она подробно рассказала о возможностях трудоустройства и переобучения, имеющихся в областном центре вакансиях, государственных выплатах по безработице и вариантах преждевременного ухода на пенсию для тех, кто не доработал какое-то определённое время. Судя по реакции людей, сидящих в зале, их мало воодушевили «радужные перспективы» остаться без работы, интересовали пути сохранения предприятия.
ПЕРВЫМ в беседу вступил водитель Вячеслав СКЛЯР:
– Все мэры, ранее посещавшие наше предприятие, обещали нам новые автобусы, вы сейчас тоже обещаете, но никто своих обещаний ни разу не выполнил. Мы разбиваем старые автобусы, следуя по разбитой дороге на Щукинку, их уже и ремонтировать бесполезно. Вот и скажите, на что надеяться?
В ответ мэр города рассказал об источниках финансирования на ремонт дорог и перспективах реализации федеральных программ, а также о шансах на получение кредитов для приобретения техники.
– При вашем финансовом состоянии, – развел руками Александр Сергеевич, – ни один банк кредит нам не даст.
Кондуктор Людмила ВАСИЛЬЕВА вопросов не задавала. Это было даже не выступление, а крик души. Правда, иногда душа русского человека кричит нецензурными словами, но мы опустим их:
– Я двадцать лет отдала этому предприятию, а сейчас меня выкинут на улицу. Я не хочу этого, хочу работать здесь. В девяностые годы страна разваливалась, в двухтысячные годы за проезд практически не платили, ездили по карточкам, но никто нас не закрывал. Мне не нужен никакой центр занятости. Наше предприятие нужно поднимать и поддерживать, а не душить его.
Михаил Озимок.
Водитель Михаил ОЗИМОК выступал, опираясь на трость. Он вернулся с очередной операции, но не прийти на собрание не мог.
– Александр Сергеевич, – обратился он к мэру, – я видел вас по телевизору, – вы говорили о мостах и дорогах, а вот о том, что делается на пассажирском предприятии, не сказали ни слова. Сколько в отношении него допущено волокиты за последние 12 лет! Единственный, кто что-то делал для нас, это Андрей Пархоменко. Он уже и средства нашёл на автобусы, но тут беда случилась с кинотеатром... Я лично собрал деньги и поехал в Москву с обращением к президенту. Трое суток ждал, у президента чуть ли не на пороге был, потом мне посоветовали поехать в Государственную думу. Общался с Жириновским, с Володиным и с другими депутатами, раздал им обращение о помощи. Но всё отписали Левинталю. И вот родилась «Транспортная компания». Нам уже даже фотографии десяти автобусов показали. Как мы обрадовались! Увы, и по сей день эти автобусы где-то идут – видимо, за сопкой затерялись. Александр Сергеевич, сохраните предприятие, мы ведь на этом всё равно не остановимся. Я, дай Бог мне здоровья, ещё раз поеду в Москву, обращусь к журналистам, добьюсь приёма. Только бы меня там не забрали...
ЕЩЁ ДОЛГО спорили и говорили о том, почему наиболее выгодные маршруты обслуживают частные предприятия, а самые убыточные – МУП «Транспортная компания». Никто из тех, кто сидел в президиуме, ничего толком объяснить не смог. Говорили что-то о вмешательстве Федеральной антимонопольной службы, но этого никто не понял. Люди по-прежнему настаивали на том, что государству решать, кто и на каких маршрутах ему нужнее. Власти же и здесь расписались в беспомощности, а тогда что проку с них?
С таким настроением и разошлись. Решений не принимали: каждый – те, кто в зале, и те, кто напротив, – остался при своём мнении.
Есть известная русская пословица: «Была бы шея, а хомут найдётся». Тот, кто изрёк это впервые, вряд ли знал слово «безработица».
Частный предприниматель Владимир БОЛВАНЕНКО, давно работающий на рынке пассажирских перевозок, по поводу сокращения работников МУП высказался тоже отнюдь не популярно:
– То, что произошло, давно должно было случиться. Город хочет сохранить предприятие, чтобы в сезон возить дачников и обслуживать свои четыре убыточных маршрута. Мэрия, конечно, рада бы содержать всех, но денег у неё нет. Организовав новый МУП, сказали: «Вперёд, Ирина Фёдоровна!» А что толку-то? Без денег «вперёд» не получится. Они и новый МУП загнали в долги. Если и найдутся средства, так это на выкуп больших старых «сараев», которые будут возить дачников. Большего не потянут. Водители, я точно знаю, придут к нам. Придут и кондукторы, и механики. Мы уже присматриваемся к тем, кого сейчас сокращают. Думаю, без работы никто не останется.
Была бы шея...
Александр ДРАБКИН