Журналист «Ди Вох» навестил новосёлов
БИРОБИДЖАН, 7 декабря, «Город на Бире» – В феврале прошлого года я бывал в военном городке под Бирофельдом, где когда-то был расквартирован вертолётный полк (статья Живые души в мёртвом городке). Всех военных оттуда лет двадцать уже как перебросили к новым местам службы. Гражданский персонал тоже постепенно разъехался кто куда. Бесхозные здания окрестное население разбомбило и растащило. И вдруг оказалось, что в этих развалинах всё ещё ютятся люди. Несколько семей, которым некуда было податься, остались жить в этом богом забытом месте. Совсем недавно я узнал, что всем постояльцам бирофельдского лётного городка дали жильё в «живом» гарнизоне – у ракетчиков Старого Аэропорта.
РАДИ СПРАВЕДЛИВОСТИ: на прежнем месте у людей кое-какие блага цивилизации были: электричество, холодная вода, отопление зимой. Но качество всей этой «коммуналки» было совсем уж никудышным. Магазин, школа и медпомощь – в самом Бирофельде, до которого семь километров. Пуще других тамошних обитателей мне было жаль девятилетнюю девочку Наташу Волкову. Без сверстников ей и поиграть-то не с кем, из собеседников разве что лисы да вороны. Я после той командировки написал в газету большой материал «Живые души в мертвом городке» («Ди Вох» № 10 от 6 марта 2014 года). Признаться, думал, что старики отсюда раньше на погост переселятся, нежели в новые квартиры. К счастью, ошибся.
ОТЫСКАТЬ НОВОСЁЛОВ мне помогла глава Бирофельдского сельского поселения Мария Ворон. После развалин Бирофельда городок ракетчиков показался мне Вавилоном, средоточием жизни, центром человеческой цивилизации! Надеюсь, герои моих статей не слишком злы на летунов, бросивших их на произвол судьбы. А то мало ли какие навыки они теперь обретут на новом месте...
Встретила меня на КПП Людмила Гончарова, мама Наташи. Провела по городку. Показала квартиру. Не купеческий терем, конечно, но для небольшой семьи апартаменты очень-очень приличные. Главное, зимой можно ходить по квартире без валенок, да и недельных перебоев с электричеством и водоснабжением тут не бывает. И люди!.. Люди! Вот же они! С этим можно поговорить, к тому зайти в гости на чай. Можно заглянуть мимоходом в магазин, записаться на прием к врачу. До остановки пять минут ходу, автобусы один за другим. Двадцать минут – и ты в центре города. А в городе вообще есть всё на свете! И даже работа!
– Переехали мы в августе прошлого года, – рассказывает Людмила ГОНЧАРОВА. – Спасибо Марии Юрьевне Ворон, что так здорово за нас хлопотала. А то бы жили там до тех пор, пока эти дома сами не сложились бы. Оповестили нас, дали время на сборы и через три дня прислали за нами армейские фургоны. Все, кто оставался тогда в Бирофельде, получили здесь квартиры. И все очень довольны новым жильём. Я долго не могла привыкнуть, что вокруг меня теперь кипит жизнь, что вокруг снова военные. Бывает, ни свет ни заря как взвоет сирена! Аж подскакиваешь! А потом: «Ах, да! У них же тревоги случаются...» Но больше всего я рада тому, что здесь рядом, на Сопке, живут мои взрослые дети, и я теперь и с детьми, и с внуками встречаюсь довольно часто. Покуда жили в Бирофельде, бывало, не виделись месяцами.
Сначала Людмила Вячеславовна немного поработала в «Самбери», потом в «Мандарине», а теперь вот прочно осела в гарнизонной столовой. И до службы ей теперь ровно сто метров ходу. А дочь Наташа за минувшие полтора года, что мы не виделись, изрядно вытянулась и повзрослела. Ей теперь тужить без компании не приходится.
– Я пошла в валдгеймскую школу, в пятый класс, – сообщила мне девочка. – Сначала немного скучала по своим школьным друзьям, но теперь уже привыкла и у меня много новых друзей. В школе я хожу на ИЗО и на кружок «Волшебная лента». Вечером гуляю с друзьями. У нас тут во дворе хороший детский городок. Мама, бывает, мимоходом покупает мне мороженое, сок или другие сладости. А там у нас магазина не было, так просто не выйдешь и мороженое не купишь.
НАТАША проводила меня к ещё одной старой знакомой – Нине Сукачёвой. Нина Викторовна тогда была единственной, кто не хотел покидать бирофельдский городок. Негодная коммуналка её не так уж и раздражала, а многолюдная суета в преклонном возрасте только в тягость. К тому же вокруг Бирофельда столько рыбных прудов, ягодных, грибных мест!..
– Помню-помню! – рассмеялась Нина Викторовна. – Не хотела! Но сейчас я так рада, что мы получили здесь жильё! Внуки меня навещают постоянно. Вот правнучку нынче в гости привели. Я, к слову, летом тут все окрестные места обошла и отыскала хорошие пруды. Теперь по настроению хожу туда рыбачить. Так что зря я тогда упиралась.
Про других жителей бирофельдского городка я тоже услышал только хорошее, все вроде как при деле. Есть некоторые бытовые неудобства и какие-то житейские проблемы, но по сравнению с прошлыми это, право, такие пустяки, о которых и говорить не стоит. Ну и как, друзья, не порадоваться за этих людей?! Вот я и радуюсь. И ещё тому, что у ракет крылья-то поменьше вертолётных лопастей будут. Эти, надеюсь, не свинтят, оставив после себя живые души в мертвом городке.
Евгений СТЕПАНОВ