Фото: правительство ЕАО
БИРОБИДЖАН, 10 августа, «Город на Бире» — Полагаю, не сильно ошибусь, заявив, что в настоящее время мой сегодняшний собеседник является одной из наиболее заметных персон в местном медиапространстве. Александр ПЕТРОВ, действующий депутат Государственной Думы, вовсе не скрывает своих амбиций в плане продолжения общественно-политической деятельности, но уже выступая от имени Еврейской автономной области. Впрочем, куда важнее другое. Член думского Комитета по охране здоровья, человек, для которого слово «медицина» имеет отнюдь не абстрактное, а практическое деловое значение, похоже, всерьёз взялся за проблемы регионального здравоохранения, пребывающего, мягко говоря, в плачевном состоянии. Почему-то создается ощущение, что если ему удастся и не всё, то многое.
– Как вы относитесь к статьям в «Википедии»?
Это отнюдь не праздное любопытство. В декабре прошлого года популярный ресурс «похоронил» нашего героя, спутав его с другим Петровым, погибшим от руки киллера.
– Спокойно. Хотя, конечно, ничего смешного в этом не было, – пожимает плечами Александр Петрович. – Телефон с утра разрывался... В принципе, стараюсь не придавать значения многочисленным слухам, рождающимся в интернете.
– Самое тяжёлое в вашей деятельности?
– Авиаперелёты. У меня в среднем восемь – десять самолётов в месяц. Это выматывает.
– Откуда взялся ваш интерес к Еврейской автономной области? И вообще, где вы услышали о существовании таковой?
– Ну, я учился в нормальной советской школе, и, на мой взгляд, довольно неплохо. Во всяком случае, знал, сколько себя помню, что Биробиджан находится не в Азербайджане.
Здесь товарищ депутат слегка скромничает. Учился он на «отлично», хотя, по его собственному признанию, не мог похвастать примерным поведением.
– Есть версия, что вам попросту будет легче пройти в следующий созыв Госдумы от нашей автономии, нежели от родной Свердловской области.
Мне показалось, что этот вопрос вызвал у моего визави не столько раздражение, сколько недоумение с легкими нотками огорчения.
– Смею считать, что я немало сделал для того региона, поэтому в нём мне было бы не так уж проблематично добиться обозначенной вами цели.
– И всё-таки, согласитесь, переезд из богатого Екатеринбурга в по уши дотационный Биробиджан не может не вызвать вопрос «Почему?».
– Скажем так, один человек предложил мне заняться проблемами здравоохранения в ЕАО. Отказать было сложно.
Выказываю догадку, кто этот «человек». Александр Петрович ведёт себя уклончиво, но при этом делает акцент на том, что действительно чувствует в себе силы реализовать здесь то, в чём прекрасно разбирается.
Сейчас стоит сделать небольшое отступление. С некоторых пор с легкой руки господина Петрова мои земляки всё чаще слышат словосочетание «медицинский кластер». Речь, напомню, идет о намеченном строительстве в области технопарка, объединяющего в одну группу несколько компаний, специализирующихся на производстве продукции фармацевтического назначения. Более чем актуальные медицинские маски у нас уже выпускаются. На очереди – шприц-ручки для инсулина. В не столь далекой перспективе на предприятиях кластера будут задействованы около тысячи человек.
Жизненный опыт не мог не поселить во мне определённый скепсис. Поневоле на ум приходит великий комбинатор, возводящий Нью-Васюки. Одно НО. Будучи недурным оратором, Александр Петров давно проявил себя в деле. Именно он стоял у истоков создания успешного Уральского биомедицинского кластера (2 500 сотрудников). Его специалисты, хорошо зарекомендовавшие себя инженеры (Александр Петрович полушутя называет их «штурмовым отрядом»), уже готовы к освоению дальневосточных земель.
– Кроме земли ничего и не требуется, – рассуждает «гость студии». – Вопрос с передачей участка на Смидовичской улице от Министерства обороны в ведение муниципалитета решён. Промышленники готовы вкладывать частные средства, а мы будем привлекать инвесторов.
Вспоминаю миллиардера Романа Абрамовича, который, «отпахав» губернаторский срок, обмолвился как-то, что Чукотка стала его самым дорогим проектом. Провожу параллель.
– Знаете, задумчиво говорит Петров, – вот взяли уральские ребята и отремонтировали отделение гемодиализа в областной больнице, смонтировали спецвентиляцию, оборудование очистки воды согласно международным стандартам. Счет – на десятки миллионов рублей. Многие спрашивают: «В чём подвох?» Отвечаю, что никакого подвоха нет, – не верят.
– Но вы всё-таки бизнесмен.
– Да никакой я не бизнесмен, – мой респондент даже поморщился. – И «распилить» бюджет, «срубить» чего-то там в ЕАО не пытаюсь. Бизнесом пусть занимаются другие. Депутатство тоже не самоцель. Мне 63 года. Я не бедствую. Просто хочу в этой жизни ещё что-то успеть и организовать.
– Вам было бы комфортно заниматься этим с губернатором Ростиславом Гольдштейном?
– Пожалуй. Он очень интересный руководитель и чрезвычайно сильный переговорщик. Я и сам хорош в этом, но до него мне, увы, далеко.
– По поручению Ростислава Эрнстовича в автономии разрабатывается программа «ЕАО – территория развития». В процессе вы приняли участие в 12 стратегических сессиях во всех районах области. Насколько, по-вашему, эффективен такой формат?
– Время покажет, но мне кажется, люди отвыкли, что с ними советуются. Так или иначе, я доволен результатами проделанной работы. Обратил внимание на то, что ряд путных предложений поступил не от чиновников, специалистов в той или иной отрасли, а от молодых, 20-летних жителей, что называется, с улицы. Очевидно, что большую часть вопросов, волнующих население, можно решить только сообща, в ходе совместного обсуждения насущных проблем, будь то отток населения, плохие дороги или...
«Или» плавно вернулось к здравоохранению. Сдается мне, о нём Александр Петрович готов говорить бесконечно. Много терминов, много цифр. Порой поддерживать диалог становится затруднительно. Физик по образованию, в своей отраслевой осведомлённости не видит ничего особенного.
– По роду своей деятельности мне практически ежедневно приходится общаться с медиками, в том числе и с учеными. Я должен быть в состоянии говорить с ними на одном языке.
Пока же в перерывах между разговорами Петров принимает посильное участие в инициированном губернатором возрождении в области ФАПов с правом продажи лекарств (20 пунктов уже отлицензированы, на очереди – ещё 42), лелея мечту отладить всю систему первичной помощи, весьма эффективно бьется над сокращением числа неоплаченных рецептов, вынашивая при этом идею восстановления сети государственных аптек...
– На ближайшие годы работы хватит. Меня тоже, – уверен он.
Евгений ХОМЕНКО, «Ди Вох»