«Оптимизация» автобусных пассажирских перевозок в Биробиджане глазами работницы предприятия


Вера Осадчая.

БИРОБИДЖАН, 6 сентября, «Город на Бире» — О возможном массовом сокращении работников МУП «Транспортная компания» мэрия объявила в начале августа. Естественно, что замаячившие перспективы вызвали у автобусников бурю негодования. И дело не только в том, что люди боятся остаться без средств к существованию. На предприятии, которое уже не раз меняло название, многие отработали не один десяток лет, обрели там семью, встретили лучших друзей, получили квартиры... Жизнь их прошла в вечных разъездах, в промасленной робе, среди водителей, кондукторов, механиков… Как можно всё это перечеркнуть в одночасье?!

За судьбу родного предприятия сильно переживает и моя нынешняя собеседница – начальник планово-экономического отдела Вера ОСАДЧАЯ. Вера Васильевна числится здесь одной из старейших работниц.

Свой трудовой путь она начала в 1971 году. После окончания хабаровского автодорожного техникума её по распределению направили в Биробиджан. Такому повороту девушка очень обрадовалась. С одной стороны, недалеко от родительского гнёздышка в Хабаровске, с другой – возможность устраивать взрослую, самостоятельную жизнь.

Коллектив АТП был большой, около восьмисот человек – дружный, весёлый, радушно встречающий молодое пополнение. Естественно, на симпатичную девушку сразу обратили внимание местные парни. Слесарю-мотористу Александру Осадчему так-таки удалось охмурить приезжую зазнобу. Они сыграли свадьбу и прожили рука об руку долгие годы. К скорби Веры Васильевны, супруг в прошлом году ушёл из жизни, и она по сей день тяжело переживает эту утрату.

«Семейных» примеров моя собеседница привела немало. По сей день на предприятии трудятся целые династии, а рабочее ремесло нередко переходит от отца к сыну.

В давние благословенные времена биробиджанское автотранспортное предприятие относилось к хабаровскому управлению и крепко стояло на ногах. В просторном боксе помещалось более ста автобусов – ЗИЛов, ЛиАЗов и ПАЗов. Всего в автопарке было около 130 машин, каждый год приходили 5–10 новых автобусов, а отслужившую свой срок технику, снимали с линий. Городских маршрутов тогда было намного меньше, чем сейчас, главным была «двойка». Зато АТП аккуратно обслуживало междугородние линии. Имелась на предприятии своя мощная ремонтная база и не было недостатка ни в ГСМ, ни в запасных частях. Соответственно и квартиры давали от АТП, и в столовой кормили вкусно и дёшево, и путёвками в санатории награждали. И это при вполне приличном заработке.

– Принимал меня на работу Владислав Найдёнов, но он буквально через год ушёл, – вспоминает Вера Васильевна. – Его на посту сменил Илья Михайлович Озерянский, перевозки прекрасно знал. Хозяйственный, требовательный мужик, и в то же время он легко находил общий язык со всеми. После некоторое время руководил предприятием Евгений Ефимович Койсман. Но тот жёсткий человек. Очень хороший технарь, был главным инженером. Ремонтная служба при нём всегда работала безупречно. В перевозках разбирался хуже, но всегда старался вникнуть. В общем, много хороших, по-своему замечательных людей я тут застала.

Что касается рентабельности предприятия, то, заметила моя собеседница, даже в благополучные советские годы тут были некоторые шероховатости. Одна поездка по городу стоила четыре копейки, а себестоимость её выходила девять копеек. Поднимать цену на билеты АТП не имело права, поскольку тарифы жёстко регулировались на самых верхах. Зато предприятие дополнительно занималось грузовыми и таксомоторными перевозками, за счёт чего выравнивало расходы с доходами и уверенно держалось на плаву.

Всё полетело в тартарары в лихие перестроечные годы. Имущество АТП стали дербанить направо и налево. Парк автобусов в итоге высох до тридцати, а штат – до 130 единиц. Возникли перебои с горючим и запасными частями. Когда ЕАО только откололось от Хабаровского края, за работу АТП отвечало областное правительство. Когда предприятие передали на баланс мэрии, стало ещё хуже. Может, в новых экономических условиях им и удалось бы выкрутиться, но появились частники, которым городские власти почему-то отдали на откуп самые хлебные маршруты по центру города. А «Лукаши», Тукалевский, Августовский, Кирга, все дачные и другие малолюдные направления закрепили за муниципальным предприятием.

– Одно время частникам в дополнение к нескольким прибыльным маршрутам давали один-два убыточных. Но они поездят несколько недель на окраины, а потом снимают с линии свои автобусы. Нам, мол, невыгодно туда ездить. И на те убыточные линии снова ставят наш транспорт. Вот так предприятие долги и накопило, – посетовала Осадчая.

В общем, не проявили наши градоначальники – все – политическую волю и принципиальность. Пошли на поводу у бизнеса, практически позволив угробить предприятие, которое сегодня числится под названием МУП «Транспортная компания».

Сегодня при мэрии работает оперативный штаб, куда руководство «Транспортной компании» представляет свои расчёты и планы по оздоровлению предприятия. Со слов автобусников, там вроде как убедились, что от сокращения штатной численности проку не будет – на зарплатах кондукторов и водителей не больно сэкономишь. Убедиться-то, может, и убедились, но вот сумеет ли «штаб» найти и протянуть спасительную соломинку утопающему в долгах городскому предприятию – по-прежнему вопрос на злобу дня.

Евгений СТЕПАНОВ

Joomla SEF URLs by Artio
 
1