Пчеловоды из ЕАО перестали быть единоличниками

472

О том, чем займется «Союз пчеловодов Еврейской автономной области» рассказывает корреспондент «Ди Вох».

БИРОБИДЖАН, 26 февраля, «Город на Бире» — В ЕАО в 2018 году было вынуто из ульев 503 тонны мёда. Пчеловодством занимались 474 человека. Практически все они – единоличники. Эти цифры прозвучали на областном семинаре-совещании по вопросу создания общественной некоммерческой организации «Союз пчеловодов Еврейской автономной области».

НА СЕМИНАРЕ я узнал интересные вещи. Оказывается, одомашненных пчёл на Дальнем Востоке вообще не было, пока в эти места не прибыли казаки. Это они завезли сюда первые ульи. Природа этих мест оказалась щедрой для неутомимых сборщиц нектара, и производство мёда очень быстро стало одной из важных сельскохозяйственных отраслей. Пчеловоды научились сохранять полезных насекомых в условиях суровой зимы. За полтора столетия изменились и сами пчёлы. В декабре 2018 года Максим Шаров – кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий лабораторией пчеловодства «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К.Чайки» – добился, чтобы дальневосточную разновидность пчелы утвердили в статусе породы. Это даёт возможность создавать в регионе племенные пчелохозяйства и развивать пчеловодство в промышленных масштабах.

В СОВЕТСКИЕ времена в медоносных регионах существовали специализированные пчеловодческие хозяйства. В ЕАО было три таких совхоза. Работавшие в них пчеловоды были обеспечены всем необходимым инвентарём, материалами и препаратами. Не заботились они и о сбыте продукции – в хозяйствах для этого были соответствующие службы. Дальневосточный мёд ценился в других регионах СССР, шёл он и на экспорт.

С исчезновением коллективных хозяйств многие пчеловоды не оставили любимое занятие, однако масштабы их деятельности значительно сократились. Сегодня пасеки лишь нескольких пчеловодов-единоличников насчитывают десятки ульев. Очень многие ограничиваются содержанием нескольких пчелосемей. Добытого мёда хватает семье, знакомым и друзьям. Некоторые реализуют продукцию на ярмарках и рынках, но заниматься этим могут далеко не все. Каких-то структур, которые централизованно принимали бы мёд на реализацию, нет. Именно поэтому пчеловоды не спешат расширять производство.

ДО НЕДАВНЕГО времени в таком же положении были и пчеловоды Приморского края. Пасек там значительно больше, чем у нас. В советские времена в крае работали 24 пчелосовхоза. Количество единоличных пчеловодческих хозяйств сейчас исчисляется тысячами. В 2015 году они решили объединиться и создать Союз пчеловодов Приморского края.

– За четыре года мы установили связи с научно-исследовательскими институтами, лабораториями, – рассказал председатель Союза Рамиль ЕНИКЕЕВ. – Налажено взаимодействие с краевой, районными администрациями, с органами лесопользования.

В крае приняты законы по возмещению половины расходов на приобретение инвентаря для пасек, другие важные меры поддержки отрасли. По примеру приморцев такое же некоммерческое объединение создано в Хабаровском крае. Представители этих регионов приехали в Биробиджан, чтобы поделиться своим опытом.

– Мы создавали свой Союз сами, потому что почувствовали необходимость этого. Связи с чиновниками налаживались постепенно. У вас в создании Союза принимает участие правительство области. Это значит, что вам будет легче решать многие вопросы, – отметил Рамиль Еникеев.

Эти его слова подтвердил начальник областного управления сельского хозяйства Александр ПАЩЕНКО.

– Мы заинтересованы в развитии этой отрасли, – заверил он. – У нас 58 процентов земель  отнесены к лесному фонду. Есть все условия для расширения производства мёда. Оно не требует таких огромных финансовых вложений, как растениеводство и животноводство. И при определённой поддержке его можно быстро нарастить.

ОДНАКО наращивание производства мёда без решения проблемы его реализации невозможно. Это понимают и сами пчеловоды, и в управлении сельского хозяйства. Дальневосточный мёд ценится и в России, и за рубежом. Он произведён в относительно экологически чистом регионе. Такие сорта, как, например, мёд бархатный, добываются только у нас. Но чтобы выйти на российский и зарубежные рынки, нужно предлагать не одну-две, и даже не десять фляг, а партии в несколько тонн. Причём продукт должен быть гарантированно качественный. При первой же попытке обмануть заказчика связи будут разорваны. Поэтому пришла пора, во-первых, переходить на промышленные способы производства мёда, а во-вторых, развивать кооперативные формы его закупки и реализации.

ЮРИЙ ШАРЫПОВ увлекался пчеловодством с детства, но долгие годы занимался другой работой. В прошлом году его должность сократили. В районном центре занятости ему предложили помощь в размере шестидесяти тысяч рублей в рамках программы по развитию самозанятости. На эти деньги Юрий Николаевич приобрёл пасеку на шестьдесят ульев. Дело пошло удачно, и он не намерен ограничиваться тем, что есть. Недавно получил ещё один грант – уже на полтора миллиона рублей. Благодаря этому он хочет приобрести восьмирамочные медогонки, современную технологическую линию по перекачке, розливу и упаковке мёда, мини-грузовик. Часть денег уйдёт на покупку новых ульев современной конструкции – уже этим летом он рассчитывает увеличить количество пчелосемей хотя бы в полтора раза.

Такую помощь на развитие своих хозяйств могут получить и другие пчеловоды. Александр Пащенко рассказал, на какие меры государственной поддержки можно рассчитывать. И оформлять их будет легче, если производители мёда будут объединены в одну организацию. Пчеловоды из всех районов области – а их на семинаре было более 80 человек – единогласно проголосовали за создание НКО. Председателем избран Валерий Шувакин из посёлка Приамурского. До этого он участвовал в создании Союза пчеловодов Хабаровского края и даже возглавлял его. Сейчас решил объединиться с пчеловодами своего региона. Избраны также руководящий и ревизионный органы Союза пчеловодов ЕАО.

Михаил КЛИМЕНКОВ

Joomla SEF URLs by Artio
 
1