Как пишет газета «Ди Вох», 7 октября 1967 года работники «Дальсельмаша» оставили нам послание, а мы его, кажется, так и не прочтём.
БИРОБИДЖАН, 31 октября, «Город на Бире» – В начале октября 2017 года по поручению мэрии Биробиджана работники «Чистого города» неаккуратно (но это уж как получилось) вскрыли основание памятника Иосифу Романовичу Бумагину, для того чтобы проверить, хранится ли в нём капсула с посланием потомкам, заложенная 7 октября 1967 года работниками завода «Дальсельмаш». Капсулы на месте не оказалось, дыра в памятнике попала в объектив фотоаппарата, в воздухе «запахло грозой». Пришлось заместителю мэра города по социальным вопросам и культуре Наталье ПЕТРУШКОВОЙ собирать пресс-конференцию и сообщать журналистам причины «вскрытия» и результаты скоропостижного и пока неэффективного поиска исчезнувшего документа.
ИЗ ИНФОРМАЦИИ, озвученной Петрушковой, следовало, что капсула с посланием может находиться в музее отделения ПГУ имени Шолом-Алейхема, которое раньше называлось промышленно-гуманитарным колледжем, а ещё раньше – механическим техникумом. Правда, посещение музея и первичный осмотр экспонатов результатов не дал, но установлено, что капсулу извлекли из основания в двухтысячном году, в дни празднования миллениума. Тогда же послание потомкам было оглашено. На мероприятии присутствовали журналисты областного радио.
– В настоящее время, – сообщила Наталья Викторовна, – мы сделали запрос в государственный архив, где должна находиться аудиозапись мероприятия. Из этой аудио-записи можно будет узнать полное содержание разыскиваемого документа. К поисковой работе мы подключили учащихся десятой школы, которые смогут ещё раз внимательно изучить все экспонаты музея и попытаться найти утраченную капсулу. Митинг, посвященный 110-й годовщине со дня рождения Иосифа Бумагина, состоится, но содержание послания оглашаться не будет.
Рядовой пресс-конференцией мэрия поставила точку в ещё одном эпизоде истории нашего города и даже вроде как отчиталась о проделанной работе.
Лично мне история с музеем «механки» не показалась убедительной. Я и сегодня не могу привести ни одного аргумента в пользу этой версии.
1966 г. Автором этого памятника погибшим заводчанам считают биробиджанского художника Виктора Глущенко. Не исключено, что капсула с посланием потомкам осталась в нём.
ПОСЛАНИЕ заводчан потомкам 7 октября 1967 года огласил на митинге у памятника Бумагину ветеран войны и труда Соломон Бенционович Гуревич. Заканчивался текст словами «Да будет вечна эстафета жизни, эстафета беспокойного человеческого духа! Через десятилетия, разделяющие нас, мы протягиваем вам руку дружбы и товарищества».
Эта цитата известна достоверно: её привела газета «Биробиджанская звезда» в очередном номере от 10 октября. Из той же статьи следует, что извлечь капсулу предполагалось к столетию революции, которую участники того митинга называли «Великой Октябрьской социалистической», а не «переворотом», как принято говорить сейчас.
Обелиск на территории «Дальсельмаша», открытый 9 мая 1965 года, стал вообще первым военным памятником в Биробиджане. Он был трёхгранный, увенчанный пятиконечной звездой. Изготовили его сами заводчане, среди которых был и Валерий Гуревич, сын Соломона Бенционовича, тогда – молодой токарь, а сейчас – руководитель общественной организации «Наследие ЕАО». Обелиск установили в память о товарищах, которые пали на полях Великой Отечественной.
Второй вариант этого памятника появился в середине 60-х и представлял собой белую стелу, на которой были выбиты имена погибших заводчан. Композицию дополняла скульптура Иосифа Бумагина. Вот в её-то основание и уложили капсулу с посланием потомкам.
Бывший прокурор ЕАО Александр ЗОЛОТУХИН был в те годы октябрёнком, но помнит тот день.
– На митинг нас привели прямо из десятой школы, – вспоминает Александр Валерьевич. – Там собрались сотни заводчан, были и мои родители. Зачитали послание потомкам, после чего капсулу уложили в основание и зацементировали. Я хорошо помню мужчин с мастерками, которые всё это делали. Потом возле этого памятника меня принимали в пионеры.
Памятник Бумагину, который сегодня стоит в центре мемориала, придумал хабаровский скульптор Эдуард Маловинский. Его открытие состоялось в 1975 году и было приурочено к 30-летию Победы.
А теперь вопрос: была ли капсула с посланием извлечена из старого памятника и переложена в новый? К сожалению, бесспорных свидетельств об этом в городских летописях не осталось.
Валерий Гуревич.
– Капсулы в нынешнем монументе не было вообще, её оставили в предыдущем памятнике, – высказал свою точку зрения Валерий Соломонович ГУРЕВИЧ. – Я хорошо помню, как мой отец оглашал это послание и как закладывали капсулу. После, когда меняли памятник, капсулу, видимо, вытащили, а вот куда её определили, неизвестно: то ли в музей культпросветучилища, то ли в музей механического техникума.
Капсула, в которой замуровано послание нам, была похожа на большой патрон. Металлический цилиндр, одна сторона которого была заварена, а вторая закрывалась. Куда подевался этот «патрон», искренне недоумевает и Александр РЕЗНИЧЕНКО, один из бывших руководителей ДСМ.
– Я уже три недели думаю, куда могла исчезнуть капсула. Я хорошо помню, как её достали из старого памятника. Послание извлекли, убедились в том, что оно сохранилось, и вернули в капсулу, после чего замуровали в нынешний памятник. Как она могла исчезнуть, я себе не представляю! – расстроен Александр Борисович.
ОЧЕНЬ УЖ ПЛОХО надо думать о людях, чтобы предположить, что они – вопреки завещанию предков – извлекли капсулу из монумента раньше времени. Да и в самом деле: ну какими историческими нитями могут быть связаны 100-летие Октябрьской революции и наступление нового тысячелетия?! Заместителем мэра города Биробиджана в 2000 году работала Людмила КОРЧМИНСКАЯ. О событиях такого масштаба, как миллениум или извлечение капсулы с посланием потомкам, она забыть не могла.
– Я действительно присутствовала на мероприятии, когда извлекали капсулу с посланием потомкам. Но это был не памятник Бумагину, а стена Биробиджанского промышленно-гуманитарного колледжа! И это было послание комсомольцев выпускникам 2000 года. Мероприятие вела Татьяна Баселина, работавшая в те годы на областном радио, – уверенно заявила Людмила Сергеевна. – Я тогда ещё удивилась содержанию текста: набор общих, ни о чём не говорящих фраз. А что касается капсулы 1967 года, то её никто при мне из памятника не извлекал. Не знать о таком важном мероприятии я просто не могла.
ЗА ВЫВОДОМ далеко ходить не надо: о послании, составленном в годы, когда комбайны, собранные на «Дальсельмаше», своим ходом шли мимо кузнечного цеха, в котором работал легендарный герой войны, все забыли. Искать его начали в связи с празднованием 110-й годовщины со дня рождения Иосифа Бумагина, и это, на мой взгляд, знаковый момент. Да, дата важная, но и она никак не связана со столетием Октябрьской революции. А ведь и авторы послания, и сам Иосиф Романович Бумагин, думаю, свято верили в правое дело революции. С этой верой они ушли в мир иной. Сегодня об этом даже говорить не хотят, а с памятью так нельзя. Память такие вещи не прощает. Тут даже последний безбожник увидит в пропаже капсулы волю провидения.
В небытие ушли не только слова заводчан, но и сам «Дальсельмаш». Давно продан цех, в котором работал кузнец Бумагин. С его стены снята именная доска. Теперь она тоже часть мемориального комплекса. По стечению обстоятельств или из-за простого человеческого разгильдяйства с постамента, на котором эту доску закрепили, в день торжественного митинга падала и билась о цементное основание кафельная плитка. Новый памятник героически погибшему командиру пулемётного взвода плакал тёмными и тягучими каплями ещё жидкого строительного раствора.
Александр ДРАБКИН