Процесс ползёт
БИРОБИДЖАН, 25 апреля, «Город на Бире» — Больше двух недель биробиджанские школьники, а с ними и родители учатся дистанционно. Разбег эмоций всех участников процесса – от «Вау, можно в школу не ходить!» до «Пошли вы со своими уроками!». Учителя мужественно сражаются на электронном фронте, по очереди закапывая корвалол и глазные капли. Эти и другие проблемы «удалёнки» мы обсудили с замглавы мэрии Биробиджана по социальным вопросам, образованию и культуре Натальей Петрушковой.
Фото из архива редакции.
– Наталья Викторовна, Министерство просвещения признало проблемы с дистанционным обучением, но фактически бросило вас на амбразуру: разбирайтесь сами. Как успехи?
– Не могу сказать, что бросило. Министерство дало методические рекомендации, оказывает консультационную помощь. Все вопросы мы решаем вместе с комитетом образования области. Конечно, есть сложности. Непонимание, как должно работать дистанционное обучение, есть на различных уровнях: на федеральном, на уровне субъекта, муниципалитетов. Начать мы были вынуждены резко – возможности подготовиться, выяснить, чего не хватает, разработать план ни у кого не было. Но тем не менее наши дети обучаются, процесс идёт.
– И как же он идёт? Справляются ли возрастные педагоги? Есть ли у вас претензии к руководству школ или учителям?
– Только слова благодарности и поддержки. На педагогах сейчас такая ноша, что им не позавидуешь. Они ведь не только учителя, но ещё родители и, помимо многочасовой работы за компьютером, имеют другие обязанности.
Каждая школа приспособилась по мере своих возможностей. Все работают через электронный дневник. Кто-то использует платформы «ЯКласс», «Учи.ру» и другие. Но проблема в том, что эти платформы зависают, особенно во второй половине дня, когда просыпается Москва. Да и с утра не всегда возможно провести урок: онлайн-сервисы не готовы к таким нагрузкам. Поэтому учителя работают с помощью WhatsApp и других мессенджеров, Scype, Zoom, телефонных звонков.
Что касается педагогов в возрасте 65+, то по желанию они уходят на больничный. Конечно, им тяжело проводить такое количество времени за компьютером, трудно разбираться в программах. Но учителя – люди ответственные и в большинстве своём нашли способы организовать учебный процесс. Терпения им, сил и здоровья!
– Отразится ли такое обучение на зарплате педагогов?
– Думаю, все жители нашего города слышали выступление президента, в котором он чётко сказал, что зарплата тех категорий людей, которые сейчас сидят на самоизоляции, не должна пострадать. Педагоги получат именно ту заработную плату, которую они обычно получали.
– Рассматривали ли вы возможность досрочного завершения учебного года? Хотя бы для начальной школы.
– Разумеется. Обсуждали этот вариант с учителями и администрациями школ. Пришли к следующему: даже если мы завтра закончим учебный процесс, детей нужно чем-то занимать. Программу при таком сценарии они не освоят, и это ляжет тяжким бременем на новый учебный год. Снова усложнить жизнь учителям, детям и родителям, только уже не из-за обстоятельств, а сознательно? Это не самая удачная идея. И всё же есть учебный план, программы, которые мы должны реализовать в этом учебном году. Как видите, минусов у досрочного окончания учебного года гораздо больше, чем плюсов. Все классы, кроме выпускных, у нас будут учиться дистанционно до 22 мая.
– Все на нервах, особенно родители. Наверняка вам приходит много жалоб. На что?
– Когда мы только начали, их было много. Телефоны разрывались. Основной претензией был большой объём домашних заданий. Действительно, некоторые педагоги не смогли вовремя перестроиться и давали задания отдельно для классной, отдельно для домашней работы. Этот вопрос с руководителями школ мы отработали, и сейчас подобных жалоб нет. Я уже обращалась по телевидению к родителям и ещё раз скажу: зачастую классный руководитель, завуч и директор – ваши лучшие помощники в решении школьной проблемы. Они заинтересованы в том, чтобы дети благополучно учились. Прежде чем идти в отдел образования, в комитет, ещё куда-то, обратитесь к своему учителю. В 99 случаях из ста нашего вмешательства не требуется.
– Может, жалобы оттого, что родители не готовы взять на себя ответственность за своих чад?
– Родителям тоже трудно перестроиться. Когда ребёнок ходит в школу, а дома делает только домашнее задание – это одно. Когда он учится дистанционно, условия меняются. Сейчас дети больше времени проводят за компьютером, устают, нервничают. Это сказывается на результатах обучения и на отношениях в семье. Именно родителям нужно как можно быстрее адаптироваться, помочь спланировать день, распределить нагрузку по предметам, следить, чтобы ребенок вовремя ложился, не спал до обеда, выполнял задания, отправлял их учителю. Для комфортной адаптации на сайте каждой школы есть рекомендации психологов.
– Сколько примерно «проблемных» учеников в Биробиджане?
– Массового необучения в связи с переходом на «дистанционку» нет. Из почти десяти тысяч школьников Биробиджана не обучаются девять человек. Это те дети, которые являются необучающимися на протяжении учебного года. Со всеми семьями мы работаем, они у нас стоят на учёте. Ежедневно мы мониторим, сколько детей не обучаются по болезни. Это в том числе необходимо для организации обеспечения бесплатным питанием.
– О каком бесплатном питании идёт речь?
– Мы разработали состав продуктовых наборов взамен горячего питания, которым были обеспечены дети с ОВЗ и дети из малоимущих семей. Он сформирован на 12 дней на ту сумму, что дети питались в школе. Наборы разные, так как дети с ОВЗ получают в школе завтрак и обед, дети из малообеспеченных семей – завтрак. В наборах, в зависимости от категории, будут крупы, тушёнка, рыбные консервы, чай, растительное масло, молоко, печенье, пряники. Классные руководители свяжутся с семьями и пригласят родителей подойти в школу и получить набор.
– Когда-нибудь всё это закончится. Как по-вашему, что изменится в работе школ и педагогов?
– Родители будут больше ценить школы и педагогов. Дети будут ценить возможность ходить в школу, общаться с друзьями. А педагоги – возможность работать в классе с доской и привычным расписанием.
Наталья Матиенко