Фото из архива редакции.
БИРОБИДЖАН, 3 февраля, «Город на Бире» — Не скажу, что я завсегдатай биробиджанских кафе и ресторанов, но тенденцию всё же отмечаю: не встречал я среди местных гарсонов людей даже среднего возраста, не говоря уже о ветеранах профессии. Особенности работы официантом таковы, что люди, решившие попробовать себя на этой стезе, редко когда планируют оставаться там до пенсии.
Прежде чем стать администратором кафе «Симха», Елена ВАСЮКОВА работала здесь официантом. До «Симхи» трудилась продавцом в магазине и твёрдо уверена: официант – более творческая профессия, чем продавец.
– Вот приходит к нам гость, – объясняет Елена, – и мы должны за короткое время изучить его вкусы: вегетарианец он или мясоед, какое мясо предпочитает, как приготовленное, какие напитки употребляет... И потом украсить и подать блюда так, чтобы гость остался доволен. А в магазине пришёл покупатель, купил, допустим, порошок, и ушёл. Где здесь творчество?
Елена признает, что редко какой официант может проработать в профессии до пенсионного возраста. Кто-то двигается по карьерной лестнице дальше, многие просто приходят в официанты с твёрдым настроем, что это работа временная. И да, администраторы кафе и ресторанов зачастую знают, что «кандидат в кельнеры» надолго может не задержаться. Как пояснила Елена, на два месяца, разумеется, никто брать человека не будет, но если кандидат готов поработать хотя бы год, это уже неплохо.
Несмотря на то, что особых требований к опыту работы и образованию от соискателей не требуется, не все выдерживают испытательный срок.
– У нас не задерживаются малообщительные и угрюмые люди. Потому что доброжелательность – одно из главных качеств официанта. Можно быстро выучить меню, разобраться в нюансах работы, но если ты своё плохое настроение «принёс» на работу – значит, ты профнепригоден. Надо улыбаться. Улыбаться гостям всё время! По-другому у нас никак.
При этом полностью соглашаться с утверждением, что клиент всегда прав, Елена не спешит:
– Всякие случаи бывают. Если вдруг произошел конфликт, мы тщательно разбираемся в его причине. Поэтому умение не допускать развития неприятных ситуаций – очень важное качество для сотрудника.
В «Симхе» все официанты – любители, то есть люди, которые не имеют специального образования. Учёбу, мастер-классы – всё организует администрация кафе. Это не политика руководства – брать только людей «с улицы». Выпускники Биробиджанского технологического техникума, где есть отделение, на котором обучают официантов и барменов, почему-то не доходят до «Симхи».
Могу предположить, что причины этому самые банальные. Парни после учёбы спешат отдать долг Родине, а после армии получают возможность сразу подыскать себе более «приличную» работу. Девушки выходят замуж и воспитывают детей. И хоть Биробиджан считается городом с невысокой стоимостью жилья – снять, а уж тем более купить квартиру вчерашнему студенту на зарплату официанта практически невозможно.
Официант далеко не самая высокооплачиваемая профессия, так что чаевые – немаловажный бонус. В Биробиджане не принята европейская практика заранее включать чаевые в счёт, поэтому поощрять или не поощрять официанта финансово – добровольный выбор клиента. В «Симхе» чаевые в конце рабочего дня делятся на всех работников смены – от шеф-повара до уборщицы. В других кафе может быть принята и другая система распределения чаевых.
Студент колледжа культуры, третьекурсник-хореограф Максим ЧЕРЕПОВСКИЙ подрабатывал официантом в биробиджанском баре Music Hall. Работал почти два месяца по 3-4 раза в неделю. Из них две смены были в ночь.
– Работа не пыльная, коллектив хороший, – рассказывает Максим. – В принципе, работать мне очень нравилось: сдружился с коллегами, стабильная зарплата, порой интересные гости у нас выступали. Но пришлось уволиться.
Как утверждает Максим, первое время у него получалось совмещать учёбу и работу, но ближе к сессии это удавалось всё сложнее. Не так-то просто танцевать или сдавать экзамены после ночной смены. Парень признаёт, что постоянно работать официантом не сможет, но, если снова подвернётся возможность подработать без ущерба для учёбы, то охотно повторит.
Наверное, многие знают, что среди голливудских звёзд немало тех, у кого в биографии имеется факт работы в кафе или ресторане (Дженнифер Лопес, Микки Рурк, Брэд Питт, Рассел Кроу...). Да что там Голливуд! Даже у экс-президента США Барака Обамы в трудовой книжке есть запись «официант». Так что не стоит пренебрежительно относиться к человеку, который обслуживает вас в ресторане. Кто знает, может, именно он или она в будущем станет президентом Соединенных Штатов Америки!
Олег КОТОВ