Сортир для смелых
БИРОБИДЖАН, 22 марта, «Город на Бире» — На одной из пресс-конференций, посвящённых выполнению в Биробиджане программы «Ветхое жильё», мэр Александр Головатый заявил: он мечтает, чтобы в городе не осталось бараков – этих уродливых домов, которые и жильём-то называть стыдно. Как говорится, его бы слова да Богу в уши. А пока в «деревяшках» остаются жить несколько тысяч горожан.
Павел ГРАФОВ (на фото) – один из них. С четырьмя малолетними детьми он занимает квартиру в доме номер один по Тракторному переулку. Образцовой семью не назовёшь: мать находится в местах не столь отдалённых. Но Павел, хотя у супругов всего один общий ребёнок, трёх старших в детдом не отдал, старается содержать их. По крайней мере, опека не ставила вопрос о том, чтобы забрать детей. Доход у него мизерный, пособия на детей не оформлены. Так что дай бог одеть-накормить ребят. Об ипотеке и приобретении нового жилья ни в ближайшей, ни в отдалённой перспективе и думать нечего.
Квартира, где живёт эта многодетная семья, без всяких удобств. Воду носят из колонки. Туалет на улице, рядом с помойной ямой. И заходить в него не то что ребёнку – взрослому опасно. Чтобы представить это деревянное сооружение, вспомните знаменитое «Ласточкино гнездо» в Крыму. Только биробиджанская достопримечательность не столь красива. Прямо скажем – безобразна, да ещё и опасна! Рискуют оправляться в этом сортире немногие. Да и добраться до него не так-то просто: территория вокруг превращена в мусорную свалку. Здесь же опорожняют ёмкости с, пардон, экскрементами и мочой, наполненные в квартирах. Отходы жизнедеятельности на эту свалку выносят жители трёх домов: кроме Тракторного, 1, ещё бараки на Волочаевской, 26, и Кавалерийской, 30.
Предвижу едкое замечание: мол, сами загадили территорию. Чтобы понять, почему местные не высыпают мусор и не выливают вёдра непосредственно в яму у туалета, нужно увидеть «простейшее сооружение автономной канализации» своими глазами. Это просто яма, большая и бесформенная, заполненная доверху, которую давно никто не вычищает.
– Последний раз, несколько месяцев назад, подогнали сюда бульдозер – он сгрёб всё с краёв и на том очистка закончилась, – вспомнил Павел Графов.
Олег ГРОЙСМАН живёт в благоустроенном доме на Кавалерийской, 32, но тоже обеспокоен состоянием помойки.
– Мы ходим через этот двор, сюда забегают играть наши дети, – возмущается он. – Год назад все, кто живёт в близлежащих домах, написали письмо, в котором рассказали об этом безобразии. Подписали его десятки человек. Отнесли депутату Славиной, та сказала, что передала его в городскую Думу. Ответа мы не получили. Скоро весна, всё растает, и жить здесь будет совсем невозможно.
Судьба коллективного письма осталась неизвестной: податели его не зарегистрировали, копии себе не оставили. Но вряд ли эта ситуация неизвестна коммунальщикам. Несколько лет назад рядом с названными бараками стоял ещё один – Кавалерийская, 28. Когда его снесли, образовалась прореха, через которую с Волочаевской улицы открылся вид на туалет и помойку. Их стыдливо прикрыли деревянным забором...
Конечно, от этого старья, всё ещё именующегося жильём, в один год не избавиться. Но, может быть, коммунальной службе города по силам очистить территорию, построить здесь прочный сортир и ящик для мусора? И, главное, не забывать вовремя очищать их. Никто ведь не забывает начислять обитателям этих трущоб ежемесячную плату за вывоз твёрдых бытовых отходов.
Михаил КЛИМЕНКОВ