С каждым новым утром куда-то ехать хотелось все меньше, а спать все больше.
БИРОБИДЖАН, 24 июня, «Город на Бире» - Гостиница, в которой мы остановились после Челябинска, нам не понравилась. Едва теплый душ, неприятный запах в номере, короткие кровати. Каждый писк туриста платный. Нет, ну это просто удивительно, что в стране, где столько рек, озер и ручьев, воду из чайника не стесняются продавать за деньги. Чуть ли не по рублю за каплю! Мы в очередной раз обошлись канистрой, добрым словом вспомнив Биробиджан. За столько дней пути наша водица оставалась свежей и как всегда вкусной.
В этот день мы толком не останавливались, чтобы поглазеть окрестности. С одной стороны, осознание того, что ты находишься на половине пути, иллюзорно придает сил. Ноги не затекают, в уборную неохота, знай себе, дави педаль, пользуйся моментом! А с другой, я пришла к выводу, что психологи не врут: усталость действительно имеет свойство накапливаться. Километры тянулись, как хорошие капроновые колготы. Я часто смотрела на часы. Долго плелись по Уралу вслед за фурами. Нервничали, что теряем время. Проехали Уфу.
Урал. Вдоль дорог продают ножи, рации и огромное количество блестящих самоваров.
Последней каплей стал навигатор, который под вечер завел нас туда, куда мы ехать не планировали. Почуяв неладное, я заглянула в маршрутный лист. Названий тех населенных пунктов, что остались далеко позади, в маршруте не было. Сережа успокаивал, мол, навигатор – штука умная, и ее механические мозги договариваются с космосом, как бы так укоротить путь и тем самым облегчить участь усталого путника. Понемногу на нас опускались сумерки. И тут неожиданно машину начало вести из стороны в сторону. Дорога превратилась в тёрку.
Не так давно премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что нормативному состоянию в стране соответствуют только сорок процентов региональныхдорог. Отмечу, что нормативное состояние – это наличие твердого покрытия. Эта дорога, получается, соответствует нормативам, но лексику у водителей вызывает ненормативную.
Мы въехали в Саратовскую область, но совсем не с той стороны, с которой наметили. Вместо того, чтобы подъехать к Саратову, минуя Тольятти и Жигулёвск, механический мозг привел нас в обход этих городов в какой-то Ивантеевский район. Водитель в очередной раз сбавил скорость. Уже совсем стемнело. Никаких населенных пунктов и, тем более, гостиниц. Откуда-то из-за поворота выехал жигуленок и поплелся за нами. Десять, двадцать километров…. На редких участках, где позволяло дорожное покрытие, Сережа давил газ. Жигуль тоже прибавлял скорость, но не обгонял и никуда не сворачивал. Въехали в поселок Знаменский, матеря навигатор и практически потеряв надежду на ночлег. Слава небесам – нашли мотель. Жигуленок припарковался рядом. Пассажиры – пятеро цыган – зашли в гостиницу за нами. Я переживала, что нашу японку уведут в неясные дали Ивантеевского района. Поэтому из машины мы выгрузили все, что только можно, и всю ночь боялись, как бы не вышло чего. К слову, на дорогах встречаются разбойники. На Иркутской трассе моей сестре как-то пытались втюхать «золотое» кольцо, вроде как в обмен на бензин. А сколько висит на дверях придорожных кафешек объявлений о пропаже людей! Но утро, вопреки опасениям, выдалось ясным и ничего неприятного с нами не случилось. Посчитали – еще 1100 километров позади.
Муж верил, что едва мы минуем Знаменский, дорога станет лучше. Но в глубине души он подозревал, что происходит что-то не то. С трассы исчезли все дальнобойщики. Легковушек тоже почти не было. Посмотрели по карте – едем в Пугачёв. Дороги в Пугачёвском районе оказались еще хуже, чем в Ивантеевском. Я не могла ни кофе налить, ни похрустеть печенюшкой. Сережа не отрывал глаз от дороги, однако всего ведь не углядишь. В какие-то моменты он резко и остервенело жал на тормоз. Авто подкидывало, как алкаша в абстиненции. На каком-то участке нас обошла обычная телега!
Конь – покоритель кочкообразных дорог Саратовской области.
Добрались до Пугачёва. Заметили, как в очередной раз поменялась природа.
На въезде в Пугачёв. Деревья тянутся к солнышку, а значит, мы все ближе к цели.
Город Пугачёв основан в 1764 году. В здешней архитектуре причудливо переплетается величественный классицизм Екатерининской эпохи и сдержанный минимализм современности.
Окна пластиковые, крыша новая. А здание – настоящий памятник архитектуры.
Фотографировать удавалось на проблесках хорошего асфальта. А в целом в городе машину так же трясло, как и на трассе. Когда здесь что-то ремонтировали в последний раз? При жизни Емельяна?
И вот мы проехали Пугачёв. Гнев не утихал. Дальнобои не появлялись. В селе Быков Отрог Балаковского района нам преградили путь бабушки с граблями, которые почему-то ругались и энергично грозили кулаками в стекло. Отъехав от этого странного места, муж начал осмотр машины. Нам повезло – шиномонтаж не понадобился. Подлили масла, тащимся дальше.
Шиномонтаж. Очевидно, самое популярное место среди автолюбителей Балаковского района Саратовской области.
Направо поедешь – чего только не найдешь найдешь. Но лучше уж пешком.
После того, как колесо ощутимо стукнулось о соответствующее нормативам дорожное покрытие, Сережа психанул и поехал по обочине.
Едем по обочине. Навигатор, самовольно перестроив маршрут, сократил наш путь на двадцать километров, а по лоскутному одеялу мы протащились в итоге двести километров.
Мои нервишки тоже шалили только так. Я поняла, что музыкант Валерий Кипелов – мастер спорта по подливанию масла в огонь. Уж очень он любит рычание мотора и побрякивания мотоцикла делать частью своих музыкальных композиций. Из-за этой музыки постоянно казалось, что в машине что-то стучит. Минуя Саратов направились к Волгограду. Вот здесь трасса порадовала, не смотря на частые ремонтные работы.
Яркие столбики совсем как на экзамене по вождению.
Мы расслабились, остановились в кафе. Внимание привлекло вот такое милое дерево.
Хозяева заведения стараются, чтобы даже птицы чувствствовали себя как дома.
Сытый водитель - добрый водитель.
Вдоль дороги появилась первая зеленая травушка. А на трассе торгуют унтами.
Через Волгоград быстро проехать не получилось. Мы тормозили от светофора к светофору, а потом долго петляли между кладбищами. Затем навигатор вывел в какие-то дачные поселки. И снова дело к вечеру, а мы едем там, где нет людей. Уже впотьмах добрели до Пролетарска, не добравшись до обозначенного в маршруте пункта остановки - Сальска. В этот день мы проехали 1080 километров. Предвкушая скорое окончание путешествия, завалились спать.
Продолжение путешествия читайте в воскресенье в 14.00.
Катерина ТЮЛЬКИНА