Одиночество и безразличие способны толкнуть школьника на крайние меры, пишет «Ди Вох»
БИРОБИДЖАН, 28 сентября, «Город на Бире» - Начало учебного года – непростое время, причём не только для самих школьников, но и для их родителей. Проблем хватает: от двоек в дневнике, забытой формы на физкультуру и недопонимания с классным руководителем до ежедневной муки, в которую превращается подготовка объёмного, не всегда понятного домашнего задания, и страшилок по поводу предстоящих экзаменов. Изо дня в день не одна, так другая стрессовая ситуация. И это даже тогда, когда у подростка нет конфликтов со сверстниками. А если есть?!
Между тем
В России работает бесплатный телефон доверия для детей и подростков 8-800-2000-122
На него можно позвонить из любого населенного пункта со стационарного или мобильного телефона. Это анонимная служба, звонящий не обязан себя раскрывать. Такой телефон доверия появился в 2010 году по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основная аудитория – подростки 12-18 лет. Каждый четвертый звонок в службу связан с проблемой взаимоотношений со сверстниками, конфликтами, изоляцией в неформальной группе сверстников или в школьном коллективе, агрессивным поведением со стороны сверстников, избиениями, травлей, унижениями, которым в школе подвергаются даже дети 8-10 лет.
В 15% случаев речь идёт о взаимоотношениях с родителями. Достаточно много звонков связано с возникшими трудностями в учёбе, конфликтами с педагогами, переживаниями по поводу предстоящих экзаменов. Около трёх процентов звонков психологи квалифицируют как кризисные обращения: неразделенная любовь, одиночество, утрата смысла жизни... Особая категория – звонки, связанные с суицидальными намерениями. Например, в Москве за месяц служба получает пять-семь таких звонков.
ВАШ РЕБЁНОК не хочет идти в школу, стал замкнутым и нервным, возвращается домой подавленным?.. Даже не надейтесь, что проблемы рассосутся сами собой. Нужно искать и устранять их причину. Моббинг (от английского mob – толпа) – психологическое давление со стороны одноклассников, выражающееся в травле, насмешках, издевательствах, – обычное дело в среднем и старшем звене современной школы. Подростки, оказавшиеся в роли жертвы, не знают, как себя вести и что делать. Их родители, к слову, тоже. Даже если и знают о прессинге, они редко себе представляют, как законными методами защитить своего ребёнка, не навредив ему при этом.
– Был в моей практике опыт, когда к нам обратилась за помощью мама с 14-летней дочерью, которая испытывала затруднения в общении со сверстниками, – рассказывает Ольга ЕРЕМЕЕВА, психолог Центра социально-психологической помощи семье и молодежи. – Девочка перешла в другую школу, где у неё с первого дня не сложились отношения с одноклассниками. Она столкнулась со школьным моббингом – это когда класс или сплоченная группа ровесников выбирают себе жертву и начинают её унижать. Дети намеренно создавали девочке такие условия, чтобы выжить её из класса, хотя она была очень благополучная и успешная в обучении. Для ребёнка это стало острым психологическим стрессом. Стоял вопрос, как девочке освоиться в этом коллективе, как выжить. Она в течение двух месяцев посещала психотерапевтические сеансы. Ситуация разрешалась с трудом, потому что ребёнку в этом возрасте очень сложно пойти против группы. Он чувствует свою беспомощность, у него возникают печальные мысли: что жизнь несправедлива и ужасна, что исправить её практически невозможно. Самое страшное, что при таких мыслях ребёнок может выбрать путь ухода из жизни. В нашем случае история завершилась переводом девочки в другой класс, где у неё, к счастью, всё сложилось.
Самый кризисный период – с ноября по апрель. В это время статистики фиксируют наибольшее количество суицидальных попыток, причём не только среди подростков. Серая погода, апатия, хроническая усталость организма приводят к конфликтам в семье. Если при этом школьник ещё и не справляется с учебной нагрузкой, у родителей появляется лишний повод для недовольства. Вообще, жизни без сложностей не бывает. И при правильной на них реакции они должны делать нас сильнее, закалять характер. А иначе любая мелочь может добить, если человеку и так плохо.
– Родители часто выбирают неправильную тактику в общении с подростком. Они пытаются воздействовать лишь авторитарными методами: запретами и угрозами. Это подавляет инициативу ребёнка, вызывает у него бунт и протест, – утверждает Ольга Анатольевна. – Так ребёнок попадает в западню. Ему становится очень трудно открыться кому-то, пустить в свою душу. Иногда он попросту не знает, к кому можно обратиться. Детям надо говорить, что они нужны, что они интересны, необыкновенны и значимы. Но не всякий родитель, к сожалению, на это способен.
В КАЖДОЙ образовательной школе существует ставка психолога, и нельзя сказать, что работа в этом направлении не ведётся. Просто ментальность большинства российских школьников такова, что поход к психологу и тем более к психиатру, к сожалению, воспринимается как проявление слабости.
– Чаще всего конфликт возникает, если у ребёнка проблемы в коммуникативной сфере, – делится наблюдениями психолог 23-й биробиджанской школы Светлана КЛИМАНСКАЯ. – В нашей школе основная причина прихода к психологу – стрессовое состояние перед экзаменами. Часто дети обращаются с вопросами по профориентации. Эта тема остро встаёт в девятых и одиннадцатых классах: не все готовы к выбору профессии. Мы в школе даём рекомендации, как наладить взаимоотношения, как правильно вести беседу. Проводим тренинги, индивидуальные консультации, беседуем с родителями и педагогами, чтобы детям с психологическими проблемами уделялось повышенное внимание. Нужно постараться, чтобы у таких детей отмечали положительные стороны, замечали их на уроках. Главная рекомендация родителям: любите своих детей, принимайте активное участие в их жизни! В подростковом периоде ребёнок отдаляется в сторону сверстников, и некоторых родителей это устраивает. Общение сводится к фразам: «Поел?», «Выспался?», «Уроки сделал?». Часто отношения обостряются до такой степени, что ребёнок не хочет идти домой.
САМОСТОЯТЕЛЬНО разрулить конфликт способен далеко не каждый подросток. Одиночество и безразличие взрослых способно подтолкнуть его к крайней мере – попытке суицида.
– В моей практике были подростки, которые пили таблетки, резали вены. Причин, как правило, всего две: несчастная любовь или проблемы в школе, – рассказывает Олег ТОЙТМАН, заведующий отделением пограничных состояний областной психиатрической больницы. – Дети жалуются, что их обзывают, не понимают, унижают. Подростковая среда всегда была злой. К сожалению, в школах встречаются патологические личности с определёнными психическими изменениями, которые пытаются давить на других. Физически слабый ребёнок, вялый, склонный к тревожности в случае такого давления может закрыться, ограничить общение с другими людьми и вообще отказаться посещать школу. Вот типичный пример: в одной школе одноклассники стали дразнить девочку толстой. Она практически перестала общаться с одноклассниками, конфликты порой доходили до рукоприкладства. В конце концов она прекратила ходить в школу. Сейчас девочка уже третий год на домашнем обучении, чувствует себя хорошо. Перевод на индивидуальное обучение – это нормальный вариант выхода из сложной ситуации.
Насилие – психологическое и не только – в школах существует, и от этого никуда не деться. Если проблема есть, не затягивайте с её решением. И не пренебрегайте возможностью проконсультироваться у психолога. Он, конечно, не подаст вам на блюдечке готовый рецепт, но поможет разобраться в причинах ситуации, увидеть её с разных точек зрения и проанализировать, чтобы принять самостоятельное решение. И, главное, помните, что родитель – это не только тот, кто должен одеть, накормить и спать уложить, но ещё и друг, который внимательно выслушает и утешит, ничего при этом не требуя взамен...
Эдуард ТИРАСПОЛЬСКИЙ