Чтобы узнать чему радуются умственно отсталые воспитанники валдгеймского интерната, журналист «Ди Вох», в преддверии Дня защиты детей, отправился в гости.
БИРОБИДЖАН, 1 июня, «Город на Бире» – Несколько лет назад вывез семью на отдых в Израиль. Во время первой же вечерней прогулки по городу дочь просто опешила: «Почему здесь так много инвалидов?!» Я и сам глазам не поверил, когда в одном из дворов Тель-Авива увидел, как человек двадцать детей с альпинистским оборудованием и в защитных шлемах штурмовали огромное раскидистое дерево, поддерживая друг друга аплодисментами. Точнее, я сначала не понял сути: любой российский ребёнок залез бы на такое дерево за пару секунд. Чуя подвох, решил подойти поближе. И тут я испытал настоящий культурологический шок. Оказалось, что детишки, которые с инструктором проходили так называемый верёвочный курс, были особенные: с различными формами умственной отсталости. Представить себе такую картину дома мне не хватит фантазии. Поверьте, я знаю о чём говорю: пять лет доблестной учёбы на дефектологическом факультете нашего тогда ещё пединститута даром не прошли. Наши особенные детишки живут в специализированных учреждениях.
В преддверии Дня защиты детей я отправился в одно из них, а именно в Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей.
СТЕНЫ этого дома стали родными для 123 детей. Чистая, ухоженная территория, да и само здание выглядит свежим со следами недавнего ремонта. Захожу внутрь – сразу чувствуется лёгкий запах еды. Кто бывал в детских лагерях, знает: так пахнет в столовой. Всё очень чистенько, уборщица моет лестничный пролёт. В своем кабинете меня ждёт заместитель директора Наталья БЕСПАЛОВА. О буднях вверенного ей специализированного заведения она рассказывает, кажется, вполне искренне.
– До этого я работала учительницей в школе, но здесь совсем другая специфика. Помимо различных физических дефектов у наших воспитанников ещё и различные формы умственной отсталости, – делится Наталья Владимировна. – У нас есть дети, которые лежат вообще без движения. Их не выводят гулять, у них есть кроватки, нянечки за ними ухаживают. В этом отделении милосердия находятся тридцать детей. Но всё же основную часть наших детишек можно причислить к группе сохранных. Да, они сильно отстают в развитии, но с ними можно играть, заниматься, проводить мероприятия. У них хорошо развита творческая сфера: они рисуют, танцуют, умеют вышивать и вязать. Есть у нас отделение молодых инвалидов, где находятся наши воспитанники от 18 до 23 лет. Почти все они умеют трудиться, убирают территорию, помогают фермерам выкапывать картошку. Это все физически здоровые люди, но с небольшими умственными отклонениями. После 23 лет они отправляются в наш психоневрологический интернат. С сентября прошлого года мы особенно активно занимаемся с детьми. Интернат пока не получил лицензию на право обучения таких детей, но мы в шаге от этого. Все наши воспитатели сейчас учатся на дефектологов. У семидесяти процентов наших ребят родственников либо нет, либо они давно лишены родительских прав. Более-менее регулярно навещают детей не больше десяти человек. В основном это мамы. Папы, к сожалению, после рождения особенного ребёнка бросают и его, и жену. Этих родителей можно понять: им нужно работать, а уход таким детям требуется с утра до вечера и даже ночью.
ЭТИ ДЕТИ умеют искренне радоваться самым простым вещам. Вот, например, дружеский визит человека с фотоаппаратом для них уже праздник. Но, будем честными, у этих детишек в жизни очень мало светлого. И они всегда очень-очень ждут гостей. Иногда сюда приезжают волонтёры из медколледжа или шефы – судебные приставы. Вот на 1 июня тоже приедут, и в интернате этому безмерно рады. Здесь пройдёт выставка-ярмарка детских поделок.
– Мы покажем, что умеют наши дети, – рассказывает Наталья Владимировна. – Гости смогут приобрести наши товары, а мы потом собранные деньги распределим на нужды детей. Мы так радуемся, когда видим, что они чему-то научились!..
Из взрослых в объектив попали воспитательница Екатерина Викторовна Федикова и замдиректора Наталья Владимировна Беспалова (на фото ниже). Но не только они, а весь коллектив валдгеймского дома-интерната радуется даже самым крошечным успехам своих воспитанников.
ПОНЯТНОЕ ДЕЛО, что в свете теперешних экономических реалий есть у интерната и свои проблемы. Главная из них – это устаревшая материально-техническая база, а точнее её отсутствие. Например, в интернате нет нормальной музыкальной аппаратуры. Поэтому валдгеймское ноу-хау выглядит следующим образом: кто-нибудь из воспитателей приносит домашний ноутбук, а логопед – колонки из дома, и только тогда в стенах учреждения звучит музыка.
– Мы уже давно пытаемся сделать социально-реабилитационную комнату в виде кухни, где дети могли бы учиться готовить, сервировать стол, познакомиться с бытовой техникой, – делится своими задумками замдиректора интерната. – Но пока у нас есть только старый холодильник, микроволновка и чайник. А хотелось бы кухонный гарнитур, кастрюли, сковородки, столовую посуду. Средств на приобретение этого всего у нас, конечно, нет. А так хочется ввести в план дополнительные занятия по домоводству! Другая проблема – сенсорная комната для психолога. Оборудовать её для нас очень дорого.
Так не хочется заканчивать праздничную заметку на грустной ноте! Вот было бы здорово, если бы с помощью наших неравнодушных читателей жизнь ребятишек из валдгеймского специализированного интерната стала хоть чуточку ярче! Я бы об этом обязательно написал.
Эдуард ТИРАСПОЛЬСКИЙ