БИРОБИДЖАН, 6 ноября, «Город на Бире» – Крестьянское дело, несмотря на кажущееся однообразное движение по годовому кругу, таит немало сюрпризов. Бывают приятные, но чаще наоборот. Особенно в нашей зоне рискованного земледелия. В распоряжении полеводов с каждым годом всё больше средств защиты растений, технических приспособлений, но от капризной дальневосточной погоды и они порой не уберегают.
СОЯ у фермера Олега КУДРЯВЦЕВА – практически единственная культура, возделыванием которой он сейчас занимается на своих 250 гектарах. Когда-то выращивал овощи, картофель. Сейчас лишь несколько гектаров занимает пшеницей – для своих кур. Чтобы получить хороший урожай сои, Олег Викторович старается строго соблюдать технологию. Весной он потратил миллион рублей на приобретение гербицидов и жидких подкормок. Все обработки провёл вовремя – и его поля можно было снимать в рекламных роликах: ни травинки, растения мощные, со множеством полновесных стручков.
– Ко мне приезжали специалисты, говорили, что урожайность поздней сои будет не меньше 20 центнеров с гектара, – рассказал фермер. – Да я и сам на то же рассчитывал. Однако в ночь с девятого на десятое октября ударил заморозок. Верхние стручки поздних сортов были ещё недозревшими. Они замёрзли, семена прекратили наливаться. Сейчас эти гектары дают до 12 центнеров, не больше.
Ирония судьбы: у Кудрявцева оставался кусок поля, где препараты были внесены некачественно, сорняки там не погибли и в холодную ночь защитили сою. Конечно, росшая в густых зарослях культура рекордных урожаев не даст, но и ненамного меньше будет, чем на ухоженных полях. Разумеется, из этой неудачи фермер не сделал вывода, что применять химические препараты больше не будет. Знает, без них не обойтись. Но всё-таки обидно: поди знай, где найдёшь, а где потеряешь.
Сейчас главное – убрать всё до снега. В прошлые годы Кудрявцев работал один на японском комбайне Yanmar. Машина удобная, гусеничная – в сырую погоду не увязнет в поле, но малопроизводительная, к тому же для неё трудно достать запчасти. Недавно Олег Викторович приобрёл более мощный комбайн. На «японце» по-прежнему работает сам, новую машину ведёт наёмный работник Виктор Михайленко из Алексеевки. Вместе с односельчанином Сергеем Гореловым они на весь полевой сезон нанялись к Кудрявцеву. Двое косят сою, один следом запахивает убранные поля. Ещё два жителя Найфельда здесь занимаются очисткой бобов и их закладкой на семена.
Приспособления для сортировки сои простые, но с поставленной задачей справляются быстро и качественно.
ПОЛЕВОЙ СЕЗОН этого года для соеводов вроде бы удачный. Погода им в основном благоприятствовала. Сев и обработки полей прошли вовремя, засухи не было, наводнений тоже. Дожди пошли только недавно, а с начала уборки стояла ясная погода. Радуют пока и слухи о ценах, по которым закупают маслосемена. В прошлом году они упали до 15 рублей за килограмм, нынче, говорят, дают по 23-25.
Однако на большую прибыль Олег Кудрявцев не рассчитывает. Дело в том, что треть, а то и половину урожая – сто тонн сои – ему предстоит отдать китайской фирме, у которой он купил комбайн. Примерно по стольку же придётся ему отделять и из урожая ближайших двух лет. Условия эти фермер считает справедливыми и даже благодарен фирме, которая помогла ему приобрести наконец комбайн.
– Я три года пытался взять кредит на эту покупку в Россельхозбанке, – рассказал о своих мытарствах Олег Викторович. – Причём хотел приобрести российский комбайн. И хотя моё хозяйство одно из старейших в области (я зарегистрировал КФХ в 1990 году), с кредитами, которые беру на весенние работы, расплачиваюсь исправно, получить кредит на комбайн мне так и не удалось. Много лет подряд подавал заявки. Меня мурыжили, заставляли по многу раз переоформлять документы, но потом всё равно отказывали. В этом году переоформил хозяйство на дочь Дарью – надеялся, что ей как молодому фермеру пойдут навстречу. Но в банке сказали, что могут дать лишь миллион рублей, хотя мы просили пять миллионов – столько стоит российский комбайн. При этом новая машина ещё и должна была пойти в залог. Махнул на этот банк рукой, зарёкся иметь с ним дела и обратился в китайскую фирму. Комбайн мне доставили в кратчайшие сроки. Оплата – зерном. Тяжеловато будет, зато я наконец с новеньким комбайном.
ЭТА ГРУСТНАЯ история свидетельствует о том, что, несмотря на все заверения властей, существенной поддержки отечественному сельхозпроизводителю добиться нелегко. На хоздворе Кудрявцева я увидел ещё один комбайн – совсем старенький «Енисей». Оказалось, он принадлежит мужу сестры Олега Викторовича – Сергею Демидову. Тот долго работал в Магаданской области на золотых приисках, а несколько лет назад переехал в ЕАО. Хотел заняться полеводством, оформил КФХ на своё имя. С техникой он знаком – старенький комбайн и такой же трактор Т-150 отремонтировал своими руками. На новую технику денег нет, как и своей земли. Небольшой кусок в 50 гектаров ему выделил шурин, там Демидов посеял сою. А по широко рекламируемой программе «Дальневосточный гектар» начинающему фермеру предложили участок…... в болоте.
О том, что у нас в области остаётся всё меньше людей, желающих заниматься сельским трудом, известно. Сергею Демидову всего 42 года. Есть силы, есть желание работать на земле, знает технику и умеет работать на ней. Почему районная администрация не может найти для него хотя бы подходящую землю, непонятно.
Да и Дарья Кудрявцева, на которую сейчас оформлено хозяйство Олега Викторовича, не очень хочет работать с отцом. Полеводство её не привлекает, работать на тракторе девушке тяжеловато. Но она хотела бы завести небольшую птицеферму, подавала заявку на грант по программе «Молодой фермер», однако в программу не попала. Хотя в деле себя уже пробовала: взяла сто бройлеров и успешно их вырастила. А при поддержке – властей и отца – могла бы содержать и две-три тысячи. Дарья ещё очень молода, не хочется, чтобы и она, как подавляющее большинство её ровесников, помыкавшись, перебралась в город.
Михаил КЛИМЕНКОВ