В этом убедился журналист «Ди Вох»
БИРОБИДЖАН, 23 ноября, «Город на Бире» - Чуть более года назад, когда автономия только готовилась принять группу украинских беженцев, на одном межведомственном совещании представители областного комитета образования выказали некоторую озабоченность по поводу прибывающих детей. И ведь надо будет срочно пристраивать по детским садам и школам. Учеников необходимо обеспечить тетрадями, ручками и прочим необходимым. Вопрос со школьным питанием тоже не на последнем месте. Но самое главное, что тогда насторожило собравшихся, это то, что дети хоть и русскоязычные, но приезжают всё-таки из-за рубежа. А тамошняя учебная программа может серьезно отличаться от программы российских школ. Насколько легко впишутся дети Донбасса в наш учебный процесс? Не придётся ли придержать кого-то на второй год, что болезненно для любого ребенка?
СЕГОДНЯ уже можно говорить, насколько оправданы были эти опасения. С востока Украины к нам приехали 68 детей. 17 ребятишек пристроили по детским садам, 38 – учатся в школе. Остальные – это те, кто ещё слишком юн даже для детского сада. Большая часть вынужденных переселенцев обосновалась в столице автономии.
– В биробиджанских школах числятся 28 детей с востока Украины, – поделилась статистикой старший специалист-эксперт отдела образования Светлана Олейничук. – Детей приняли первая, седьмая, восьмая, одиннадцатая и двадцать третья школы. Я бы не сказала, что наша и украинская учебные программы разительно отличаются. Но могу сказать, что в городе были случаи, когда детей младших классов учителя протестировали и кому-то порекомендовали пройти программу повторно.
В школах, где учатся дети с Донбасса, обращают внимание на то, что ребёнок может отстать не обязательно из-за программы. Причин может быть множество.
– У меня учились двое мальчишек с Украины, – рассказывает классный руководитель 4-го «В» класса школы № 7 Ирина Зайцева. – Никита Петрушин отучился всего год и уехал с семьей в Лондоко. А Дима Кива учится до сих пор. Что касается оценок, у обоих успеваемость средняя: тройки-четверки. Самые проблемные предметы – русский язык и английский. Хотя дома оба они учились в русско-язычных школах и изучали язык достаточно глубоко. Любому ребёнку какие-то предметы даются хорошо, а какие-то – хуже. Учебный процесс у нас такой же, как и на Украине, разве что знания там оценивали по десятибалльной системе. Мне бы не сказали, что они приехали с Украины, я бы никогда и не подумала. Самые обычные дети с самыми обычными школьными неудачами и успехами.
Ирина Александровна сказала, что Дима Кива органично вписался в новый коллектив. Обзавелся друзьями-товарищами. Ходит в кружок спортивного ориентирования. Мама его регулярно наведывается в школу, справляется об успехах сына.
Директор седьмой школы Людмила Павлова сказала, что с ученическими принадлежностями и школьной одеждой у детей поначалу было туго. Но учителя кинули родителям клич – и общими усилиями ребятню обули-одели. Решили вопрос с бесплатным питанием. А в нынешнем году многие семьи уже встали на ноги и вполне могут обеспечивать своих детей. Налаживается жизнь.
В СЕЛЕ БАБСТОВО тоже осела большая группа украинских беженцев. В младших классах учатся две девочки. Одна осталась на второй год, но лишь потому, что семья её слишком долго добиралась до автономии. Пока мотались по стране, девочка сильно отстала от школьной программы. Зато теперь учится легко. Другая в учебе не особо сильна, но причина тому банальная: она часто болеет и из-за этого пропускает занятия.
А в восьмом классе учатся два хлопца из Луганской области. Как сообщила завуч школы Лидия Чернявская, оба парня вполне толковые и в науках преуспели. Сначала их определили в один класс, но потом разделили.
– Хороший, умный, воспитанный мальчик, – улыбнулась Лидия Домашёнкина, классный руководитель 8-го «Б», в котором учится Даниил Кисмяков. – У него по всем предметам только хорошие оценки. Один из лучших учеников моего класса.
Даниил, видимо, и в самом деле хлопец гарный. По крайней мере, как я разведал, у него уже много поклонниц. Девушкам он люб не только за ум, но и за привлекательность и общительность.
– На новом месте я уже освоился, – уверяет Даниил Кисмяков (на фото в центре). – Учиться мне легко, друзьями обзавёлся, всё, как было дома, как на Украине. А вот насчёт будущей профессии – куда поступать, на какие предметы налегать – я ещё не задумывался. Время ещё есть, что-нибудь выберу.
Любопытный разговор у меня состоялся с родителями в пункте временного размещения. В целом он свёлся к тому, что образование российское от украинского, может, и не отличается, а вот воспитание – да. На Украине, говорят, у детей не заведено ни курить при взрослых, ни сквернословить, ни дерзить им. Если уж дымят юнцы, то потихоньку, за углом, и лучше промолчат, чем нахамят старшим. А здесь всё это в порядке вещей. К слову, то же самое я слышал совсем недавно от жителей Ставропольского края, где тоже всё ещё сильны добрые казацкие традиции.
Констатируем: опасения комитета образования хоть и были небеспочвенны, к счастью, не оправдались. Украинская молодежь в российских школах освоилась неплохо. Если оценивать по украинской системе, баллов эдак на восемь из десяти будет.
Евгений СТЕПАНОВ