С режиссером пообщался журналист «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 6 ноября, «Город на Бире» –К нам они приехали из Лейпцига – надолго и всерьёз. В Германии, говорят Асеевы, жизнь была налажена, но в Биробиджане остались сын и внуки, и семья захотела воссоединиться. Юрий Тимофеевич не был уверен, что в «Кудеснике» его ждут, но отсутствие гарантированного трудоустройства ни его самого, ни жену Юлию не остановило.
ИСТОРИЯ «Кудесника» замечательная и почти сказочная. Родом наш кукольный театр из Магадана. В Биробиджан его привезли в «младенческом» возрасте, но это обстоятельство не помешало театру состояться и быстро заслужить авторитет и популярность.
Первые актёры театра (не считая, конечно, самих Асеевых) – Валентина и Игорь СЕМЕНЕНКО – сейчас живут в Новосибирске. Они были искреннее рады возможности вспомнить Биробиджан и «Кудесник».
– У нас была и работа, и квартира, но в конце восьмидесятых и в девяностые жить в Магадане становилось всё труднее и труднее, как и везде, впрочем. Тогда-то Юрий Тимофеевич Асеев и предложил нам создать кооператив – кукольный театр, который будет зарабатывать деньги, показывая детям спектакли, – рассказывает Валентина. – Первым был «Золотой цыпленок». Мы сами делали куклы, шили костюмы и декорации, Асеев написал музыку. Мы бросили свои надёжные, стабильные места работы и поехали со спектаклем по Магаданской области. Когда немного окрепли, выехали на гастроли. Сначала в Приморский край, потом в Хабаровский, и так добрались до Биробиджана. В те годы он показался нам маленьким раем. В нём было душевно и уютно, а в Магадане всё уже умирало. Дебют был удачным: нас посмотрела режиссёр русского народного тетра Надежда Желудкова, заведующий городским отделом культуры Валерий Гершкович, на спектакль пришли мэр Виктор Болотнов и начальник областного управления культуры Виктор Игнатьев. Они посовещались и решили, что организовать свой театр в Биробиджане реально.
Сначала «Кудесник» размещался в столярной мастерской ГДК, но маленьких зрителей становилось всё больше – и театру отвели помещение повместительнее. Только через пять лет у него появилось собственное здание – «Кудеснику» передали бывший клуб швейной фабрики.
Юрий Тимофеевич был и директором, и режиссёром, и актёром театра. Он играл на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно знал кукольную механику. Его супруга Юлия, актриса высшей категории, блестяще исполняла любые сказочные роли. Как утверждает Асеев, за ширмой она может сыграть пять ролей, и никто не догадается, что это была одна и та же актриса. Она и сейчас в хорошей форме и, если представится возможность, тоже вернется в театр.
ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ исчисляют время годами, а актёры – театральными сезонами. Спустя девять сезонов, в 1999 году, Асеев с супругой выехали в Германию. Он и сейчас не называет это отъездом на постоянное место жительства, потому что немецкого гражданства не принимал, от российского – не отказывался. Просто очень уж хотелось посмотреть на «их» кукольников. Раньше он никуда не выезжал и даже в период отпусков был на работе, а тут представилась возможность. Юрий Тимофеевич и там занимался только куклами. Его театр в Лейпциге называется... Правильно, «Кудесник».
– Я и сейчас, – признаётся Асеев, – по скайпу репетирую спектакли с ребятами из Германии. Там, как и у нас, голь на выдумку хитра. Работают они небольшими коллективами, иногда вообще по одному, и вещи делают простые, но настолько талантливые, что диву даёшься. Немецкое кукольное творчество стоит на условностях: блеклые, иногда чёрно-белые декорации, неряшливые куклы. Сказки немецких авторов замечательные, но я их не ставил. Я пропагандировал русские сказки, тем более что немцы с удовольствием их смотрят. В куклу можно превратить всё: от баяна до тапочки. Приделай баяну ручки, прилепи ему глаза, уши – и он «оживёт». У меня был кукольный музыкальный помощник, я называл его Поиграйкой – обыкновенный магнитофон с нарисованными глазами. Я спрашивал детей, какую кнопку нажать, нажимал её, и Поиграйка включал музыку. Дети в восторге – и нам радость.
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИРОБИДЖАН» – так назывался альманах, который выпустил покойный ныне журналист Ефим Иосифович Кудиш. В нём – вся наша театральная история, начиная с ГОСЕТа. Все театры по разным причинам прекратили свою работу. И Асееву не хочется, чтобы его детище постигла та же участь. Он уверяет, что следил за событиями в театральной жизни Биробиджана и даже «сидел на двух стульях, приезжая каждую осень в Биробиджан».
Новые кадровые решения, смена руководства «Кудесника» – это всё дела чиновничьи. Другое дело, что в этот раз всё логично совпало с жизненными планами самого кукольника.
– Без работы я бы не остался в любом случае, – рассуждает мой собеседник. – У меня есть семь своих спектаклей, я получил бы разрешение, и мы с Юлей могли бы выступать самостоятельно. Но всё сложилось: у меня есть возможность заниматься моим любимым делом – куклами – именно в «Кудеснике». Я принят на постоянную работу режиссёром и уже приступил к репетициям. Спектакль будет называться «Гном Бом и волшебная книга». В нём маленьким зрителям будет показано новое, непривычное им кукловождение. Здешние актёры – ребята способные, и я думаю, что спектакль получится. Дети должны сидеть, открыв рот от удивления! Знаю, что многие в городе ждут этого спектакля. Гадают: «Чему Асеев, вернувшийся из Германии, нас научит? Что покажет?»... Программных речей не люблю. Считаю, что лучше удивлять молча.
Александр ДРАБКИН