В то же время почти 70 детей из социальных учреждений автономии усыновили иностранные граждане
БИРОБИДЖАН, 15 апреля, «Город на Бире» - В здании областной прокуратуры состоялся круглый стол, посвященный работе правоохранительных органов по защите основных прав и свобод несовершеннолетних. Старший помощник прокурора ЕАО по надзору за исполнением законов в отношении несовершеннолетних и молодежи Виктория Раитина (на фото вторая слева) подвела краткие итоги своей работы за минувший квартал. Из сказанного Викторией Валерьевной любопытным показался тот факт, что с нынешнего года изменился порядок предоставления жилья детям-сиротам, выпускникам детдомов. Ранее им местная администрация, по возможности, предоставляла жилье согласно договору социального найма. Молодые люди в скором времени это жилье приватизировали, продавали, меняли, закладывали... И не всегда удачно. Один парень, получив государственную квартиру, продал её, а на вырученные деньги купил «Мерседес». Затем он провернул ещё пару сделок с машинами и в конце концов оказался и без квартиры, и без денег.
Молодые люди в этом возрасте нередко становятся жертвами недобросовестных сограждан. А потому с сиротами, получившими жилье, сейчас заключается не договор социального найма, как было ранее, а специализированный договор, по которому новоселы не имеют права ни на какие сделки с полученной квартирой в течение пяти лет. По истечении этого срока органы местной власти либо продлевают договор, либо заключают договор социального найма, позволяющий дальнейшую приватизацию и, соответственно, сделки с недвижимостью. Пять лет — срок достаточный, чтобы сориентироваться во взрослой жизни и начать самому принимать взвешенные, самостоятельные и обдуманные решения. Виктория Раитина заметила, что данные меры скорее даже защищают права не детей-сирот, а права уже их детей. Ведь нередко случается, что молодые люди, выпускники детдомов, получают жилье, создают семьи, рожают детей... А потом начинают чудить с жилплощадью и в итоге и сами они, и их малолетние дочки-сыновья остаются без крыши над головой.
Интересным вышел разговор и об усыновлении. Виктория Раитина упомянула, что в ЕАО за прошлый год лишь один ребенок был усыновлен российскими гражданами. А иностранцы за тот же период усыновили 67 детдомовцев. Но данный факт не говорит, что наши земляки более черствые люди. Поскольку детям-сиротам полагаются социальные гарантии, то в наших реалиях лучше оформлять не усыновление, а опеку. Тогда ребенку полагается от государства и социальное жилье, и бесплатное образование, и прочие льготы, предусмотренные российским законодательством. Усыновленные дети этих льгот лишаются. Поэтому Виктория Раитина сама нередко рекомендует нашим согражданам оформлять именно опеку, как оптимальный вариант.
Поговорили и о «Законе Димы Яковлева», согласно которому подданным США запрещено усыновлять российских детей. Виктория Валерьевна упомянула, что Штаты не просто много усыновляли наших сирот, но и брали всех подряд, не взирая на возраст, внешние данные, сомнительную наследственность и наличие серьезных заболеваний. Наши усыновители чаще берут новорожденных или деток в первые годы жизни. Предпочитают брать тех, кто остался сиротой в результате внезапной и трагической смерти родителей.
Раитина упомянула случай, когда американская семья взялась удочерить маленькую девочку из местного детдома. По ходу процесса выяснилось, что у девочки онкологическое заболевание. Американцы не только не передумали и таки забрали девочку, но усыновили и ее брата. А в Америке успешно вылечили малышку от страшного заболевания.
По словам Виктории Валерьевны, дети, которые уехали на постоянное место жительства за рубеж, не теряют связи с родиной. Они регулярно звонят воспитателям в детские дома, общаются с друзьями, налаживают связи с потерявшимися сестрами и братьями. А ведь здесь, случалось, они были лишены возможности общаться.
Представители органов опеки, а также наши сироты посещали Америку. И от наших, усыновленных американцами детей, жалоб никаких не слышали. Напротив. Всё им нравится, всё очень хорошо. На прямой вопрос, как вы относитесь к запрету на усыновление американцами, Раитина ответила деликатно: «Я человек в погонах и не могу комментировать федеральные законы». Но заметила, что граждане прочих стран: Канады, Израиля, Италии, Германии... по прежнему не лишены возможности усыновлять российских детей.
Мне почудилось, что Виктория Валерьевна хотела бы добавить: «К счастью».
Евгений СТЕПАНОВ