Первым на экскурсии по следственному изолятору побывал корреспондент газеты «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 8 ноября, «Город на Бире» — Там, где начинается шестиметровый забор, увенчанный колючей проволокой, заканчивается свобода. Если смотреть с высоты, на которой выстроен следственный изолятор № 1, Биробиджан играет всеми красками и кажется чуть ли не сказочным местом. Всё потому, что в городе люди ходят без конвоя...
НАЧАЛЬНИК УФСИН России по ЕАО Виталий ФОМЧЕНКО ведёт меня по СИЗО, возведение которого началось ещё в 2014 году. Изолятор постепенно наполняется обитателями. На день моего посещения здесь содержатся 72 человека, из которых 9 – осуждённые, отбывающие в СИЗО уголовное наказание. По специальному заявлению и при наличии положительной характерики руководство ФСИН может принять решение оставить осуждённого в СИЗО для выполнения хозяйственных работ. Для этой категории арестантов в изоляторе есть отдельный блок, столовая, волейбольная площадка и даже тренажёрный зал.
Для остальных – камеры на двух или четырёх человек с делением на курящих и нет. Вместо проклятой сотнями тысяч арестантов «параши» – цивилизованные санузлы с дверями. Холодильники, радио, розетки для телевизоров... Квадратура помещений соответствует современным европейским стандартам. Уголовные разборки и насилие здесь маловероятны, поскольку видеонаблюдение установлено не только в коридорах и на лестницах, но и непосредственно в камерах.
Виталий Петрович с удовольствием показывает объекты, построенные специально для личного состава и работников учреждения: спортивный зал, футбольное поле, волейбольная площадка, плац и полигон для тренировки ведомственного спецназа.
Целый этаж изолятора занимает медицинский блок, оснащённый самым современным оборудованием: от кроватей-каталок для тяжелобольных до рентгеновского аппарата, включая собственную диагностическую лабораторию.
Постояльцев нового СИЗО необязательно вывозить в суд для непосредственного присутствия в процессе. Здесь оборудовано специальное помещение для участия в судебных заседаниях посредством видеоконференцсвязи. Допрашивай – не хочу. Хоть из Биробиджана, хоть из Москвы.
КОГДА Я САМ служил в прокуратуре, и мечтать не мог о таких условиях работы с подследственными. Нам с коллегами приходилось либо этапировать их из хабаровского СИЗО в Биробиджан, в ИВС горотдела, либо самим ехать в соседний регион и выстаивать мучительные очереди в ожидании свободного следственного кабинета. Жалко было не только своих сил и времени, но и арестованных, для которых каждый этап – потеря здоровья. Далеко не все из них убийцы и насильники, заслуживающие страдания и тяготы.
В новом СИЗО двенадцать следственных кабинетов. С клетками – для следственно-арестованных, представляющих большую общественную опасность. И с нормальной, не прикрученной к полу мебелью – для неагрессивных собеседников.
НЕСМОТРЯ на физический комфорт, жизнь в подобных учреждениях собачья во всех смыслах слова. Отдельное место на территории СИЗО занимает питомник, в котором содержатся шесть рабочих сторожевых собак и шесть щенков на обучении. Караульная служба – дело ответственное. Думаю, ещё много лет собак здесь не смогут заменить никакие самые современные технические средства.
В шутку интересуюсь у кинолога Светланы МЕШКОВОЙ, уходят ли её подопечные в декрет в связи с рождением щенков?
– Собаки, – отвечает Светлана, – такого себе позволить не могут. Они должны быть озабочены исключительно службой.
31 ОКТЯБРЯ работники следственного изолятора в Биробиджане отмечали свой профессиональный праздник. К ним приезжали почётные гости, звучали поздравления, пожелания успехов в службе... А внизу, под сопкой, будет всё также стоять город. И от добросовестной работы сотрудников СИЗО во многом будет зависеть наша с вами безопасность. Спецобъект, возвышающийся над жилыми домами, хоть и тщательно укреплён, но к спокойным, увы, не относится.
Александр ДРАБКИН