БИРОБИДЖАН, 13 апреля, «Город на Бире» — Вряд ли среди россиян найдется человек, который никогда не слышал о рок-опере «Юнона и Авось». Если вдруг и найдется такой уникум, то уж песню «Я тебя никогда не забуду», которая очень популярна и вне спектакля, он слышал обязательно. Ну а если и песню не слышал, то рассказывать ему о «Юноне и Авось» смысла нет – все равно читать не умеет.
Но это всё лирическое отступление. Важен факт – в Биробиджан снова пришвартовались «Юнона» и «Авось» (первый раз театр у нас гастролировал в 2013 году). Легендарная рок-опера, авторами которой являются легендарный поэт Андрей Вознесенский и не менее легендарный композитор Алексей Рыбников, впервые была представлена публике в 1981 году театром Ленинского комсомола опять же легендарным режиссером Марком Захаровым. И вот уже без малого 40 лет эта постановка не сходит со сцены «Ленкома» и пользуется огромной популярностью в мире.
Разумеется, я, как и большинство биробиджанцев, видел только телеверсию спектакля Марка Захарова, поэтому шел в филармонию с некоторой опаской. На сайте театра сказано, что «полная авторская версия Алексея Рыбникова является серьезной новацией в жанре мирового музыкального театра и призвана возвратить изначальную идею авторов».
О режиссере Александре Рыхлове я ничего не знал, но к новациям отношусь с некоторым недоверием. Бывает, что под этим словом скрываются какие-то странные идеи режиссера: отправить, к примеру, Орфея в сумасшедший дом или надеть на Ромео юбку. Да простят мне земляки, но мне кажется, что жители Биробиджана несколько консервативны в этом плане – и для них из двух шекспировсих влюбленных в юбке должна быть именно Джульетта, а Орфей обязан искать Эвридику в царстве мертвых, а не где-то еще. И я очень не хотел увидеть графа Николая Резанова в какой-нибудь будёновке, а Кончиту в образе девушки с веслом.
Но все мои страхи улетучились после первых минут рок-оперы. Все было, как и должно было быть – и текст Вознесенского, и музыка Рыбникова. Никакими «Я так вижу мир!» и прочей эпатажной эстетикой Александр Рыхлов пугать зрителей не стал. И финал спектакля тоже был классический: ни нового прочтения, ни хеппи-энда – под шмыганье биробиджанских зрительниц артисты спели прощальную «Аллилуйя любви».
Кстати, пару слов об артистах. Главную роль графа Николая Резанова в Биробиджане исполнил Николай Дроздовский. Почему я пишу, что именно в Биробиджане? Труппа гастролирует по стране уже третий месяц, и не всегда актеры, которые выступали, к примеру, в Казани будут выступать в Хабаровске. Я не видел Резановых в иных исполнениях (Николай Караченцев не в счет), но игрой и энергетикой Николая Дроздовского был очень впечатлен. Даже погуглил его кинороли – обязательно посмотрю какой-нибудь фильм с его участием.
Роль Кончиты исполнила Анна Март – как выяснил я позже участница вокального шоу «Успех». Её характеризуют как «ярую, особенную, немного хулиганку», что мало вяжется с характером Кончиты, но Анне удалось перевоплотиться в скромную католическую девушку.
К слову, вокальные партии, хореографические номера и световые решения – всё было очень здорово. Оказывается, труппа гастролирует со своим звуковым и световым оборудованием, так как везде залы с разной акустикой, с разной технической оснащенностью, поэтому всё своё они возят с собой.
Отдельных слов восторга, на мой взгляд, заслужил актер Леонид Сивец, сыгравший роль отца Ювеналия. От его могучего баса вибрировали даже грудные клетки зрителей, сидевших на последних рядах амфитеатра. С такими данными не сложно «соединить традиции русской духовной музыки» (цитата из анонса) с чем угодно.
В общем, моя оценка этой версии «Юноны и Авось» 9,9 балла из 10. Почему так скромно? Потому что такого уровня постановки хочется видеть несколько чаще, чем раз в шесть лет. Рыбниковцы, как вы уже убедились – возвращаться не всегда плохая примета. Надеемся, мы вас еще не раз увидим.
Олег Котов