БИРОБИДЖАН, 12 ноября, «Город на Бире» - Вот она классика! Стихотворение Николая Некрасова написано 160 лет тому назад, а как будто сегодня, будто про этот самый дом на Шолом-Алейхема 25, где когда-то прошло мое беззаботное детство. А ныне здесь находится отдел Жилищно-коммунального хозяйства мэрии Биробиджана. Моя покойная мама больше 30 лет была комендантом этого здания, его хозяйкой и настоятельницей. Проснись она ныне, и увидев происходящее, снова умерла бы.
•Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям
Николай Некрасов «Размышления у парадного подъезда», 1858 год
Десятого ноября в Биробиджане выпал первый снег, густой, как бабушкино тесто на оладьи, белый, как надежда в светлое будущее. Как в детстве, я должен был проснуться от шума снегоуборочных машин, но не случилось. Утром шел на работу в восемь часов по белой ещё слякоти. И снегоуборочными машинами не брезжило даже на центральной улице. И действительно, откуда ж было знать мэрии о том, что пойдет снег?! Не зря же говорили когда-то: «Как снег на голову», правда, тогда не было метеосводок в режиме онлайн и МЧС не рассылал смс-сообщения.
Так вот, в воскресенье у того самого бывшего женского общежития Швейной фабрики, а ныне у отдела ЖКХ мэрии, лежит частично уже истоптанный снег. Судя по следам, городские чиновники приходили на работу. Ну, у кого ж из них рука поднимется взять лопату и совок и прибрать хотя бы у входа? Кто из них снимет трубку, позвонит куда следует и потребует, попросит убрать хотя бы лицевую, парадную сторону здания? Между прочим, в двух шагах находится автобусная остановка «Старая площадь», причем, весьма популярная. Я помню, как моя мама, когда не было дворника, сама подметала у парадного входа, взяв веник в свою единственную левую руку.
Меня опять станут ругать за то, что больно уж злобен к властям. Зря. Много лет подряд я работал в помещении дома №3, на улице Постышева. Там находилась прокуратура Биробиджанского района. В те годы тоже по осени выпадал снег. Иногда утром, когда ещё не успевали прийти на работу другие служащие, я, будучи прокурором, брал в руки лопату, а после метлу, и убирал снег. И заместитель мой, и помощники тоже подметали, не дожидаясь дворника и «Чистого города».
Испокон веков на Руси даже плохая хозяйка, у которой во всей избе грязь, старалась хотя бы в горнице создать видимость порядка. Что же вы, ребята, не уважаете свою собственную избу? Впрочем, это раньше рабочее место было сродни дому, не то что сейчас.
Александр Драбкин